©2010-2019 Григорий Горохов

История происхождения названия

Аксентис

довольно запутанная.

Точного происхождения его никто не знает: кто-то говорит, что оно произошло от имени какого-то местного жителя по имени Аксентий, жившего в этом месте и чем-то прославившегося, кто-то говорит, что его придумали при образовании посёлка в 30-60-е годы ХХ века, кто-то считает иначе.

 На этом сайте приведена своя версия возникновения этого названия, подкреплённая историческими фактами.

 

Сайт защищён законом РФ
«Об авторском праве и смежных правах» и является собственностью издателя (автора).
Все материалы размещены исключительно с ознакомительной целью и их копирование возможно только с письменного разрешения собственника!
При использовании материалов сайта ссылка на сайты
и
и их автора обязательна!!!
Все рекламные материалы размещены владельцем хостинга и Вы можете пользоваться ими на свой страх и риск!
 

Возможны некоторые несовпадения Имён, Отчеств и Фамилий с настоящими, т.к. они приведены с архивных и официальных документов! 

Будем благодарны за все Ваши уточнения (с предоставлением доказательных документов или их копий),

а также за прочие предоставленные Вами сведения о нашей местности.

Вы можете оказать посильную финансовую помощь в развитии этого проекта,

перечислив любыми способами некоторую сумму

на яндекс-кошелёк

R410014241447958

на Web-Money кошелёк

R133766223530

или на Qiwi-кошелёк

 

  Согласно Федерального закона

от 27.07.2006  № 152-ФЗ

«О персональных данных»

на сайте отсутствуют

личные сведения

о живущих гражданах!!!

(дата рождения, возраст,

адрес проживания,

номера к.-л. документов)

Фотографии в фотоальбомах

опубликованы

исключительно публичные!

(нажав на зелёную кнопку    справа от картинки, Вы сможете просмотреть или скачать её в полном размере)

В случае обнаружения Вами каких-либо ошибок, неработающих ссылок, несоответствий или неточностей, просим уведомить лично или по адресу эл.почты

aksentis.gorodets@yandex.ru

 

©2010-2019 Григорий Горохов
 
Партнёры сайта:
 
 
 
 
 
  
подчёркнутым курсивом выделены комментарии и уточнения автора,
простым курсивом - оригинальные и (или) отредактированные выписи из архивных и  прочих источников.
  
  

О сайте

Этот сайт создан с помощью программы для создания сайтов "Мини-Сайт".
ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

Другие храмы нашей округи ...

Как уже было сказано на других страницах, основная масса деревень нашей округи находилась в приходе Преображенской церкви села Иконниково, но некоторая их часть в его состав не входила, а причислялась к приходам церквей других сёл нашей округи: Спасо-Преображен-ской и Владимирской церквей села Николо-Погост и Тихоновской церкви села Скородум Балахнинского уезда, Казанской церкви села Воронино и церкви Преображения Господня села Чернолесская Пустынь Семёновского уезда.

Так, деревни Горенское, Гусево речное, Кляпиковка, Паново, Прокофьево и части деревень Желтиковка и Оленево состояли в приходе Тихоновской церкви села Скородум, а деревни Барышево, Большое Хаустово, Восчестниково, Долганиха, Дубенино, Кузнецово, Лыт(к)ошино, Малые Лубянки, Чередково состояли в приходе церквей села Никольский Погост.

Деревни Безводное, Бодуйлово, Малое Круглое, Ошурково, Погорелка, Поповка, Санниково, Сидорово и Ульяниха состояли в приходе Казанской церкви села Воронино, а деревня Милеево и часть деревни Оленево состояли в приходе Преображенской церкви села Чернолесская Пустынь.

В приходе же церкви села Иконниково в 1888 г. состояло 56 деревень: Абрамиха, Антониха, Архипиха, Аржаново, Блаженцево, Бледное, Ветошниково, Воловое, Воронино, Воротниково, Вяловская, Глуховка, Гомулиха, Горенки, Гурьево, Гусево (Чистное, большое), Двойнино, Желтиково, Ильинское, Каверзино, Караиха, Коро-лево, Кожухово, Котельницы, Кудрявцево, Кулаково, Ломки, Лубянки (большие), Луконцево, Лямино, Мокеиха, Мошки, Нечаиха, Орешки, Подольное, Поповка, Починки, Прудово, Пульниково, Пустошь, Сватково,  Симоново, Слягузово, Сор-вачево, Степеиха, Столбово, Чистное (Новочистное), Чешково, Швецово, Шишулино, Шехонино, Уланиха, Устимиха, Филипцево, Хаустово (большое),  Яблонное. В период с 1829 г. по 1888 г. в состав прихода вошли деревни Сватково, Шишулино, Орешки, Воротниково, Двойнино, Лямино, Починки, Чистное, Желтиково, Поповка, Хаустово (малое), Слягузово (из приходов сел Скородум, Федосьино и Никольский Погост), а из состава прихода вышла деревня Оксентьева (скорее всего по причине прекращения её существования).

Ниже даются краткие исторические справки по истории этих церквей и их настоящем состоянии.

 

Храмовый комплекс села Никольский Погост

 

В нескольких километрах от первого русского города Нижегородского Поволжья – Городца, на противоположном от Балахны высоком берегу Волги, неподалеку от устья реки Узолы, находится основанное в XII веке село Николо-Погост, считающееся древнейшим в Нижегородском Поволжье. В XIII — XIV веках Николо-Погост, бережно сохранив признаки древнейшей истории освоения русскими Поволжья, становится административно-хозяйственным и духовным центром Заузолья. В этом селе в настоящее время имеется красивейший храмовый ансамбль.

 

Спасо-Преображенская церковь

 

Документально известно, что церковь в Николо-Погосте существовала уже в конце XVI века. Так, в Дозорной книге 1591 года упоминается Погост Никольский с церковью Николы «древяна, клетцки». Она представляла собой простейший тип русского бревенчатого храма с двускатными кровлями над моленным залом, трапезной и небольшой папертью. Церковь возводили всем приписанным к Погосту миром.

В начале XVII века в Погосте возвышалось уже два рубленых храма. В 1635 году по ходатайству никольского сельского старосты Митки Частомежельского храмы были подновлены, и в них освящено уже три престола. Не прошло и десяти лет, как в условиях мирной жизни Поволжья и быстро развивающихся экономических связей сложились предпосылки для быстрого торгово-промышленного развития села. Холодный храм в Погосте был срублен уже шатровым, а теплая церковь — клетцкой с отдельно стоящей колокольней. Так возник, как и во многих других русских землях, погостовый ансамбль.

Храмовый ансамбль в с. Николо-Погост.

К 1675 году в Николо-Погосте насчитыва­лось шесть крестьянских и девять бобыльских дворов. Кроме того, количество стоявших здесь церквей возросло до двух, в числе которых была шатровая церковь Преображения Гос­подня.

В XVIII веке Николо-Погост оставался административно-хозяйственным и духовным центром Заволжья. Его приход, к тому времени, составлял 440 дворов (жители соседних деревень и починков). Платы за требы и значительные вклады доброхотов позволили церковному причту в середине XVIII века сосредоточить значительные средства. К тому же, к середине XVIII в. эти древние деревянные храмы обветшали настолько, что богатый сельский приход ре­шил выстроить новые их здания уже кирпичными.

Согласно доку­менту из описи дел балахнинского городового магистрата, в марте 1752 г. церковные старосты села Погоста церкви Преображения Гаврила Голованов и Максим Скрыпин заключили договор с балахнинцем Михаилом Осипови­чем Иноземцевым.

13 марта 1752 года он взялся выполнить подряд: за лето изготовить «в своем сарае... работными людьми и обжечь своими дровами на церковное строение большаго кирпичу 60 тыс., позженнаго краснаго 50 тыс., белаго непрозженнаго 10 тыс., с платой по 1 руб. 25 коп. за тысячу». Кирпич предполагалось перевести через Волгу по первому зимнему пути. Во избежание простоев в кладочных работах Иноземцев обязался купить кирпич на свои деньги, если не сможет выполнить условий договора.

Подряд был выполнен, и после ледостава на исходе того же года заузольцы на своих лошадях перевезли кирпич санными обо­зами за Волгу, в Погост.

Новые храмы начали возводить на прежнем месте, в центре села, куда сходились дороги из округи: из деревень Суздалевой и Бакуниной, из Бурыковой и Копенной, из Старцевой и Чистомежской, из Щекиных Гор и Спасского Сельца.

Отсюда следует, что работы по возведению каменной холодной церкви были начаты весной 1753 г. Строительство велось на средства прихожан при участии «доброхотствующих посторонних людей».

Первоначально разобрали деревянный шат­ровый храм Преображения. Поскольку шатро­вые храмы были запрещены патриархом Нико­ном еще за сто лет до этого, на его месте стали строить столь же высотную (около 35 метров) ярусную церковь, сохранив доминирующую ее роль в застройке села.

Строительство ярусной Преображенской церкви продолжалось семь лет (с 1753 по 17б0 год), и Главный престол в честь Преоб­ражения Господня был освящен в 1760 г., о чем сообщают адрес-календари Нижегородской епархии за 1888 год и 1904 год. По данным 1832 г., в трапез­ной был также придел Святого Николая Чудотворца (в память о древней деревянной церкви).

В 1937 г. церковь Преображения была закрыта, и в том же году здание было засыпано зерном. К 1960-му году памятник находился в аварийном со­стоянии, что зафиксировано при составлении первичной учетной документации в 1963 г. (имелась вертикальная трещина в стене алтаря, кров­ля проржавела и частично была сорвана ветром, глава и крест отсутствовали).

В 1991 г. церковь была возвращена Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви.

В настоящее время наиболее старой, из нескольких сохранившихся построек, является летняя Преображенская церковь (1760 г.).  

Храм Преображения Господня имеет симметрично-осевое построение «кораблем». Стены и своды выложены из большемерного красного кирпича. В архитектуре здания характерная для барокко объемно-пространственная ярусная композиция и фигурная форма крыш сочетается с архаичным деко­ром, восходящим к XVII в. 

Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Схема храма.

По объемно-пространственной композиции церковь относится к ярусным одноглавым храмам типа «два восьмерика на четверике». Двусветный кубический четверик получает динамичное развитие по вертикали за счет двух поставленных друг на друга уменьшающихся восьмериков, на гранях которых также имеются световые проемы. Верхний восьмерик завершен полусферическим куполом, увенчанным стройным глу­хим барабаном и главкой с крестом. 

Высота церкви до подкрестного яблока около 35 м. С западной стороны к четверику примыкает невысокая трапез­ная, перекрытая вальмовой крышей, и притвор меньшей ширины под двускатной крышей. С восточной стороны находится алтарь полуциркульной формы. 

В этом храме сохранились полы, выложены из красного гранита, в свое время привезенного из Рима. В этой церкви есть уникальные иконы размерами 2 на 3 метра, единственные экземпляры во всей епархии.

Уникальный иконостас появился в 1768 году, почти одновременно с Храмом Владимирской Божьей матери, - он резной, сделан под старину. Это резная липа, покрашенная под мореный дуб. Архитекторы из Москвы, посетившие храм, сообщили, что такой иконостас очень редкий, по стране их остались единицы. На полу 1819 года в храме стояли печи, которые благодаря циркуляции теплого воздуха обогревали весь пол. Это дорогая, сложная в изготовлении система была доступна только богатым центральным храмам. В России, возможно, существовал единственный храм с такой системой отопления. 

Еще один уникальный факт - под храмом был прокопан туннель, ведущий на другой берег Волги. Затем вход в него завалили камнями. А ещё однажды над входом в Храм прихожане случайно нашли клад, вернее, он сам свалился им в руки: кубышка с большой коллекцией монет.

По правую сторону от алтаря в кустарнике можно заметить большой старинный крест, указывающий на место захоронения православного священника. При ближайшем рассмотрении можно прочитать надпись «Здесь погребены в 1869 г. 3 мая священник храма сего ФЕОДОР СТЕПАНОВИЧ ВЕСНИЦКИЙ и в 1870 г. 22 ноября супруга его МАРИЯ АЛЕКСЕЕВНА урожден. ЗОРИНСКАЯ. Скончались на 48 г. своей жизни».     

   

Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Место захоронения священника.     

     

Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост. Северная сторона. Алтарь     

   

Церковь Преображения Гос­подня с. Николо-Погост.

Центральный вход (притвор), Южная сторона и Главка с крестом.

 

Церковь Владимирской иконы Божьей Матери (1788 г.)

 

Вслед за церковью Преображения, те же мастера приступили к кладке второго кирпичного теплого Владимирского хра­ма. Он по своему архитектурно-художествен-ному решению был близок к рубленым клетским церквам. Строительство этой церкви также продолжалось семь лет, с 1761 по 1768 год. За это время в художественной жизни Рос­сии произошли существенные перемены: гос­подствовавший долгие годы стиль барокко уми­рал, на смену ему шел классицизм с новыми представлениями о ценностях, с особым языком и средствами выразительности.

Городецкие каменщики-мастера, неизменно участвовавшие во многих значительных сто­личных строительствах, преобразуя новые ху­дожественные приемы на основе устойчивых местных традиций, придали архитектуре Вла­димирского храма явные черты своеобразия и неповторимости. Именно так могут быть оцене­ны «барочные», рельефно выступающие на гла­ди стен наличники окон и «классические» пиля­стры, разбивающие протяженный фасад здания на отдельные ячейки.

Широко расставленные небольшие лукович­ные главки на глухих барабанах не мешают вос­принимать здание целостно. При этом они под­черкивают его вспомогательную роль в общем ансамбле со стоящими рядом высотными ярусной церковью и колокольней.

Церковь Владимирской Божьей Матери имеет симметрично-осевое по­строение. Стены и своды выложены из большемерного красного кирпича.

Схема храма Владимирской иконы Божией Матери в с. Николо-Погост.  

 

Церковь Владимирской иконы Божией Матери в с. Николо-Погост. Северная и южная стороны.

 

В архитектуре памятника традиционная объемно-планировочная структура «кораблем» и венчание в виде пятиглавия сочетаются с декором, получив­шим своеобразную провинциальную трактовку в духе барокко. Массивный четверик храма, перекрытый на четыре ската, вытянут по оси се­вер - юг. С запада к нему примыкает равная по ширине, но вдвое меньшей высоты трапезная под двускатной крышей, а к ней, в свою очередь, усту­пающий как по ширине, так и по высоте притвор, перекрытый вальмовой крышей. С востока к четверику храма примыкает граненый алтарь, перекры­тый на пять скатов. Четверик увенчан пятью широко поставленными глухими декоративными главами.

Под храмом, как говорят старожилы, шел подземный туннель. Но в советское время он был засыпан. 

В интерьере как храм, так и трапезная перекрыты сомкнутыми сводами. Алтарь перекрыт половиной крещатого свода с диагональными лотками. В интерьере храма сохранился богато украшенный четырехъярусный резной иконостас и деревянная галерея-хоры.  

 

Церковь Владимирской иконы Божией Матери в с. Николо-Погост. Вид на алтарь. Иконостас.

 

Эта церковь с широко расставленными небольшими луковичными главками (пятиглавием) на глухих барабанах, а также ярусная высотная Спасо-Преображенская церковь создали красивый архитектурный ансамбль, формирование которого было завершено строительством в конце XVIII - первой по­ловине XIX в.в. трехярусной 45-метровой каменной колокольни со стройным шпилем с большим крестом из кипариса, расположенной между этими церквями.

 

Колокольня храмового ансамбля с. Николо-Погост

 

Село Николо-Погост издревле славилось своим колокольным звоном. Колокольня была построена в 1790 - 1793 годах. На ней между двумя храмами (Владимирской иконы Божией Матери и Преображения Господня) имелось пять колоколов, самый крупный из которых весил 700 пудов (11,5 тонн). Сохранились сведения о другом колоколе весом в 560 пудов (9 тонн), который отливали в 1868 г. в овраге возле деревни Бурково.       

   

Колокольня храмового ансамбля с. Николо-Погост - шпиль с крестом отсутствует.

По воспоминаниям местных жителей, голос большого колокола церкви во имя Владимирской иконы Божьей Матери «был такой, что в Нижнем было слышно, когда звонили». В 30-е годы кто-то донёс властям, что в колоколе есть серебро. И его судьба была предрешена. Колокол был настолько тяжёл, что, когда его сбросили с высоты, он наполовину ушел в землю. Церковный староста и несколько набожных прихожан долго не позволяли совершить акт вандализма. Но их арестовали, и вместе с другими мучениками жители Николо-Погоста безвестно сгинули в НКВД. Всего же в 1937 году только священников в округе было расстреляно десять человек, практически за одну неделю. И сегодня перед храмовым комплексом Николо-Погоста установлен памятный крест в память о жертвах репрессий 30-х годов. В июле 1937 г. все колокола, кроме одного, были сняты и увезены на переплавку. 

В 1937 - 1941 г.г., после закрытия церквей в Николо-Погосте, прихожане собирались на праздники в сторожке под колокольней. До 1967 г. сторожка использовалась как жилье, в настоящее время она пустует.

К 1960-му году памятник уже находился в плохом состоянии, что зафиксировано при составлении первичной учетной документации в 1963 г. (отмечалось, в частности, что шпиль накренился и грозит обрушением). С 1991 г., после возвращения Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви, колокольня используется по первоначальному назначению.

Колокольня и сейчас является главной высотной доминантой храмового ансамбля села Николо-Погост, расположенного у кромки высокой надпойменной террасы над Волгой.  

Колокольня храмого ансамбля с. Николо-Погост - вид со стороны Волги

Колокольня представляет собой отдельно стоящее сооружение, квадратное в плане (12,8x12,8 м). Стены и внутренние поверхности арок выложены из большемерного красного керамического кирпича на известковом растворе; карнизы выполнены из цементных плит. 

План колокольни храмого ансамбля с. Николо-Погост

 

Архитектура колокольни выдержана в духе развитого классицизма. Объем сооружения состоит из трех поставленных друг на друга четвериков. В каждом из ярусов колокольни имеются крупные сквозные проемы с полуциркульными завершениями, перекрытые цилиндрическими сводами, которые опираются на четыре мощных угловых пилона. Сооружение, увенчанное круглой в плане грибовидной главой на квадратном основании, завершалось высоким шпилем на цилиндрическом барабане. С восточной стороны к колокольне примыкала деревянная конюшня и погреб, разобранные в начале 1990-х г.г.

Колокольня храмого ансамбля с. Николо-Погост (место примыкания конюшни и погреба).

 

В настоящее время здание колокольни находится в аварийном состоянии. Разрушены отдельные крупные фрагменты кирпичной кладки стен. На восточной стене и нижних поверхностях арок имеются трещины. Лицевая поверхность кладки во многих местах повреждена. Штукатурный слой почти полностью сколот. В большинстве утрачены декоративные детали (базы и капители колонн и пилястр, горизонтальные пояса). Цементные карнизы с модильонами расколоты и частично обрушились; защищавшие их железные фартуки-отливы сорваны. На карнизах появилась трава и березовая поросль.

         

Колокольня храмого ансамбля с. Николо-Погост – состояние кладки и поросль на стенах.

 

Шпиль, обрушившийся в начале 1990-х г.г., снят. Разрушена верхняя часть кирпичного барабана в основании шпиля. Открытые деревянные лестницы, ведущие на второй и третий ярусы, утрачены (металлическая лестница в уровне второго яруса смонтирована в 1990-х г.г.).

 

Ограда храмового комплекса

 

В 1865 году группу церковных зданий обнесли кирпичной оградой с тремя железными кованными узорчатыми воротами на каменных столбах. Это был последний штрих в процессе создания ансамбля Николо-Погоста.

Главные ворота с укрепленной над ними иконой Нерукотворного образа Спасителя получили в народе название «святых».  

 

Храмовый ансамбль в с. Николо-Погост - Главные ворота комплекса и икона на них.

Северные ворота выполнены искусно методом художественной ковки. Дату постройки «1865 год», а так же надпись «милосердия двери - отверзи нам» можно отчетливо разобрать среди узоров. Состояние ворот в настоящее время можно назвать критическим, ещё немного и их постигнет участь южных ворот.  

 

Храмовый ансамбль в с. Николо-Погост - Северные ворота комплекса. (Ковка)

Арка южных ворот комплеса недавно обвалилась. Оставшиеся элементы ограды сейчас стремительно разрушаются, ветер, дождь и снег продолжают делать своё дело.  

    

Храмовый ансамбль в с. Николо-Погост - Южные ворота комплекса.

(Снимки 2008 и 2012 годов - арка обвалилась)

  

Церковь в честь иконы «Всех скорбящих Радость» (1809 г.)

 

На окраине села Николо-Погост, отдельно от основного ансамбля, в самом центре кладбища, стоит однокупольное каменное сооружение строгой архитектуры - храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с Николо-Погост.

Строительство храма было начато в начале Отечественной войны 1812 года и закончилось в 1814 году.  Левый придел был освящен в честь Священномученика Власия. Власий считается покровителем семьи и скота, поэтому в былые времена его почитали особо. В округе было 60 поселений, и в каждом подворье – не менее десятка голов разного скота.  

    

Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с Николо-Погост.

Ворота и алтарь.  

 

Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с Николо-Погост.

Вид на колокольню. Вид на храмовый комплекс.

Как и многие храмы, кладбищенский храм выполнял функцию не только духовного очага, но и оборонную. По преданию, в Скорбященской церкви есть подземный ход, ранее связывавший её с близлежащими соборами. В советское время, когда церковь закрыли, все ходы замуровали, чтобы избежать массового травматизма.   

    

Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с Николо-Погост.

Вид помещения изнутри. Вид на иконостас.

Согласно легенде, в Николо-Погосте якобы брали первые уроки иконописи Феофан Грек и Андрей Рублёв. И хотя документальных подтверждений этому не найдено, один из местных прихожан утверждает, что в те же 70-е годы видел, как образы, принадлежащие их кисти, вынесли из Скорбященской церкви и погрузили в телегу участники научной экспедиции, чтобы увезти в Ленинград. Мол, в музее шедевры будут в большей сохранности, нежели в нижегородской глубинке. Возможно, некоторые из них мы видим в Эрмитаже.   

    

Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с Николо-Погост.

Роспись по стенам - Св. Николай Чудотворец и Евангельские сюжеты.

 

Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с Николо-Погост.

Древний крест и «Часовенка» на могилах.

В настоящее время церковь сильно разрушена. Сейчас вместо грязи и мусора внутри храма хранится лес, заготовленный для дальнейших строительных работ. Деньги на богоугодное дело выделяют частные инвесторы. И хотя во времена кризиса меценатов стало меньше, люди, у которых открыты духовные очи, продолжают помогать, кто сколько может.

Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с Николо-Погост.

Замок на северной двери (1901 г.).

 

Церковь Казанской иконы Божией матери в селе Воронино

 

По документам на 1628 год село Воронино называлось Макарьевское и было преписано к государеву двору (т.е. принадлежало государству). Это свидетельствует о том, что село было не бедное.

Храм был однопрестольный, во имя св. преп. Макария Желтоводского, и, судя по всему, деревянный. На 1635 год в его притче числится два священника: Иоаким и заштатный Никифор, а также один псаломщик Мишка Кувардин.

С какого времени село стало называться Воронино, пока неизвестно, но в 1800 годах это село уже имело название Воронин погост. Вполне возможно, что церковь преп. Макария сгорела. Но когда это произошло, также неизвестно.

Следующий храм был построен в 1852 году одним богатым человеком, точное имя которого не известно. Он был сделан уже каменным с центральным приделом в честь Казанской иконы Божьей Матери и боковыми приделами в теплой (зимней) трапезной части в честь преп. Макария Желтоводского и святого благоверного князя Александра Невского.

Последние священник с дьяконом были расстреляны 04 ноября 1937 года в тюрьме города Горький, там же (на Бугровском кладбище) и были похоронены солдатами НКВД вместе с остальными расстрелянными священно- и церковнослужителями.      

                

Храм в честь иконы Казанской Божьей Матери. Входные ворота кладбища

 

Описание храма

 

Это большая кирпичная церковь в русско-византийском стиле, построенная в 1852 г. и близкая к образцовым проектам К.А. Тона. Это двусветный пятиглавый четверик с трапезной и шатровой колокольней. Расположен на территории сельского кладбища и является высотной доминантой поселения.

Оштукатуренные стены, столь характерные для более поздних построек, с мастерски выполненными элементами декора, сохранившемися до наших дней, оказались более стойкими к разрушительному влиянию времени, осадков.

Главный и единственный престол освящен в честь иконы Божьей Матери Казанская. Церковь и прилегающее к ней кладбище обнесены каменной оградой. С юга в ограде имеются каменные трехчастные ворота с древними кованными створками врат, имеющих характерную особенность - огромным кованным крестом по центру; с севера - калитка.

Храм и ограда кладбища выполнены из красного кирпича. Наружные поверхности кирпичных стен оштукатурены. Церковь имеет симметрично-осевое построение. На оси запад-восток расположены колокольня, трапезная, четверик храмовой части и пятигранная алтарная апсида.

Древний, дореволюционный надгробный крест по правую сторону от трапезной говорит о месте захоронения, возможно, кого-либо из причта тех времен.

К сожалению, купол храма до наших времен не сохранился, поэтому сложно сказать каким его видели наши предки. 

А вот часть росписи по храму явно проступает на сохранившихся частях штукатурки стен. Особенно впечатляет взгляд с лика древнего подвижника встречающего вас прямо при входе в трапезную. 

   

Утрачено покрытие кровли храмовой части. Кровля трапезной обрушена. Практически полностью утрачены росписи в интерьере храма, повреждена деревянная резьба иконостаса, иконы утрачены. Разрушены печи, полы и крыша трапезной. Кирпичная кладка наружных стен в уровне цоколя повреждена. Утрачено также шатровое завершение купола. Имеются повреждения кирпичной кладки ворот, калитки и ограды, повреждены их покрытия. Утрачены боковые главки ворот и главка калитки.

В 1945 году церковь пытается работать с приезжим священником, но безуспешно. В этом же году храм начинает поддаваться частичному мародерству. А в 60-е годы из церкви тащат всё, что только можно было унести из оставшегося, даже доски крыши люди разбирают в свои дома.

С этого времени храм пришел в ветхость и вплоть до 01 апреля 2013 года, когда настоятелем был назначен иерей Александр Викторович Казаченко, жизнь в нём замерла.

23 августа 2014 года была совершена первая, после закрытия и разграбления храма, литургия, и с этого времени богослужебная жизнь села снова была возобновлена. Храм, с людской и божией помощью, возрождается!

 

Церковь святителя Тихона Амафунтского в селе Скородум

 

 Каменная церковь святителя Тихона Амафунтского в с. Скородум Балахнинского уезда (ныне Городецкого р-на) построена в 1868 г. усилиями прихожан. В церкви было два престола: главный (холодный) - во имя святителя Тихона Амафунтского; придельный трапезный (тёплый) - во имя преподобного Сергия Радонежского. Сначала был освящен придел в теплой трапезной - в 1868 г., а главный алтарь освящен 22 сентября 1874 г.    

 

Внешний облик и план храма

Храм имеет широко распространенное симметрично-осевое построение: вдоль единой продольной оси запад - восток располагаются, трапезная (11,3 х 9,3 м), храмовая часть (11,0 х 11,0 м) (завершение храма в виде пяти луковичных глав ныне утрачено) и пятигранная алтарная апсида (габаритные размеры 6,2 х 7,0 м). Со стороны западного фасада к трапезной так же ранее примыкала утраченная ныне колокольня, о чем говорят оставшиеся фрагменты ее стен. Колокольня представляла собой трехъярусный объем (по типу восьмерик на четверике), увенчанный шатром с небольшой луковичной главкой. Стены и своды выложены из красного лицевого кирпича. Фасады частично оштукатурены, детали образованы напусками и заглублениями кирпичной кладки, оштукатурены. Оконные проемы выполнены с лучковым завершениями.

В храме до революции находилось много икон XVII века, напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны, а также святые антиминсы, на которых священнодействовали в начале XVIII столетия. Все эти святыни прежде находились в древнем деревянном многосрубном (стаей) храме, занимавшем тогда на разных уровнях вершину небольшого холма. Взамен деревянного храма прихожане и выстроили каменную церковь.

Церковь во имя святого Тихона Амафунтского расположена на территории сельского кладбища.

В годы советской власти храм был разорен и осквернен. В настоящее время церковь не действующая, находится в аварийном, руинированном, состоянии: утрачены: колокольня, главы церкви, полы и покрытие трапезной, каменная ограда храма,  кровля над храмом и алтарем имеют сильные повреждения, крыша трапезной обвалились, на части окон сохранились кованые решетки, но заполнения оконных и дверных проемов отсутствуют. Штукатурное покрытие стен сохранилось лишь частично, большая часть росписей в интерьере храма утрачена. Ввиду того, что при устройстве двух уровней в храмовой части деревянные балки перекрытия были положены опирающимися на наружные стены, при их разрушении пострадали настенные росписи храма.

С культурно-исторической точки зрения эта церковь представляет интерес как образец каменного сельского храма второй половины XIX в. с деталями, получившими провинциальную трактовку в духе позднего классицизма в сочетании с элементами эклектики.  

       

Вид церкви снаружи     … и изнутри

 

Церковь Преображения Господня в селе Чернолесская Пустынь

 

В 1670-х годах на берегах реки Санды имелось село Чернолесье и мужской монастырь «Чернолесская пустынь», где в 16 кельях жили двадцать братьев. Здесь было два храма: Преображенская церковь с приделами, один из которых посвящён человеку Божьему Алексею, и церквушка в честь соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия с приделом во имя Димитрия Солунского.

Позже монахи покинули обитель, но память о ней жила и передавалась потомкам. В ХVIII веке деревянный Преображенский храм поновлялся, в 1793 году появился престол в честь иконы Казанской Божьей Матери. Прихожане радели о церкви, поэтому и в середине ХIХ столетия она была крепкой, тёплой и благолепной.

В 1873 году верующие вместо деревянной, пришедшей в ветхость церкви, возвели на народные деньги каменный храм о трёх престолах с прежними посвящениями. Сельчане гордились своим церковным хором - лучшим в Семёновском уезде. Земли при храме было всего 25 десятин, на ней размещались и часовня, и погост, и церковно-приходская школа, открытая в 1888 году. Образованием и воспитанием сельских ребят в первые годы занимался священник Л.А. Днепровский, состоявший на службе к той поре уже 47 лет.

Судьба культового здания и священнослужителей типична для 1930-х годов – церковь была закрыта в советское время, а её здание использовалось под склад.

В настоящее время церковь возвращена верующим, начаты богослужения.

     

Церковь Преображения Господня в Чернолесской Пустыни     

   

Церковь Преображения Господня в Чернолесской Пустыни

Сохранившиеся каменные ворота ограды действующего кладбища          

            

Надгробные часовенки на погосте.     

      

Старинные надгробные кресты

 

Церковь св. Илии Пророка в селе Федосьино (совр. Смольки)

(Калитин Владимир Александрович, Ильинский храм в Смольках – образец для составления нормальных чертежей проектов на постройку каменных церквей в России. () - оригинал материала находится на офицальном сайте Городецкой епархии по электронному адресу http://www.egiv.ru/item/32278.html )

 

В 1950-х годах была разрушена одна из жемчужин Городецкой земли, бывшая когда-то прототипом большинства каменных церквей России, построенных после 1857 г. – церковь во имя св. пророка  Божиего Илии в селе Федосьино (совр. Смольки), фасады которой были примером для строительства церквей во всех губерниях страны.

Император Александр II, вступивший на престол после своего отца Николая I в 1855 г., начал проводить реформу строительства церквей в Российской империи.

Министр государственных  имуществ и Председатель Департамента уделов  Министерства двора и уделов граф Михаил Николаевич Муравьёв в 1857 г. при обозрении удельных имений обратил внимание на то, что «по значительному отдалению некоторых селений от своих приходов, крестьяне встречают затруднение в посещении храмов и в исполнении религиозных обрядов, и поручил исправить, имевшиеся уже в министерстве государственных имуществ с 1853 г., нормальные чертежи церквей, дополнить их чертежами параллельными, а также изготовить проект новых, более подробных и определенных смет». 

… 19 декабря 1857 г. по приказанию министра М.Н. Муравьева управляющий Нижегородской удельной конторы Владимир Иванович Даль (автор «Толкового словаря живого великорусского языка») в комиссию дел технических и строительных препроводил проект и смету, по которым была построена каменная церковь в селе Федосьине Балахнинского  уезда (ныне село Смольки Городецкого района Нижегородской области) для выяснения «в какой степени план этот и смета могут быть приняты при сооружении церквей в тех казенных имениях, где по местным обстоятельствам окажется необходимым, или казенные крестьяне сами пожелают строить каменные церкви и сообщить свое заключение о сем, для доклада г. министру, обозначив в чем должны заключаться изменения, если бы комиссия находила нужным допустить оные в чертеже».

23 декабря 1857 г. о результате рассмотрения проекта построенной каменной церкви в селе Федосьине Нижегородской губернии архитектор И.И. Свиязев докладывал министру: «По измерениям плана, в церкви может поместиться до 700 человек; он весьма удобен для сельской церкви, но фасад, составленный с хорошим вкусом, может быть упрощен, с устройством небольших деревянных глав на крыше, а не на своде, как по фасаду следует предполагать. Что же касается до суммы, то по смете, составленной на основании урочного положения и самым умеренным ценам на рабочие силы и материалы, постройка церкви оценится более 10000 руб.».

30 декабря 1857 г. министр Муравьев при получении доклада из комиссии дел технических и строительных «о возможности принять проект и смету каменной церкви, построенной в селе Федосьине в руководство при сооружении церквей в казенных имениях западных губерний» приказал, «чтобы комиссия, соображаясь с проектом Федосьинской церкви, изготовила два новые для каменных церквей проекта вместимостью каждый на 500 человек и из них один двухпрестольный, а другой с одним престолом, и чтобы в обоих сих проектах сохранен был тот самый наружный вид, какой имеет Федосьинская церковь».

Таким образом, Федосьинская церковь стала образцом  для проектирования церквей в Российской империи.

В Российском государственном историческом архиве имеется дело «По Нижегородской конторе. О построении церкви в селе Федосьине», начавшееся 11 сентября 1843 г. и оконченное 31 октября  1851 г., в котором на 140 листах описана вся история строительства Ильинского храма.

Дело было начато в Департаменте Уделов Министерства Императорского двора с получением Рапорта от 2 сентября 1843 г. № 5305  Управляющего Нижегородскою Удельною конторою  Коллежского Советника Бестужева-Рюмина  «С представлением плана, сметы и приговора на построение церкви в селе Федосьине». В рапорте написано: «Смольковского Приказа приходские разных селений в селе Федосьине две деревянные церкви, холодная и теплая, с колокольнею сгорели 21 июля 1842 года. По желанию прихожан, из которых 324 души Удельных Смольковского Приказа и 196 помещичьих крестьян Князя Репнина, управляемая мною Контора поручила  - удельному Архитектору Забнину, сообразно средствам их, проектировать план и фасад на сооружение в селе Федосьине Балахнинского уезда новой церкви с колокольнею, но уже каменной, и составить смету издержек, по справочным ценам, о которых истребована выписка из Нижегородской Губернской строительной комиссии. Составленный Архитектором план с фасадом церкви на 500 душ прихожан и смета были препровождены в Смольковский Приказ… Честь имею покорнейше просить Департамент Уделов, утвердить начальствующим предписанием возведение каменной церкви с колокольней в селе Федосьине, и предположенный прихожанам удельными крестьянами сбор на этот предмет».

18 декабря 1843 г. рапорт Управляющего Нижегородской конторою о постройке новой церкви в селе Федосьино был препровожден  вместе с делом  по сему предмету архитектору  (Департамента Уделов, академику архитектуры, профессору  Христиану Филипповичу) Мейеру с предписанием «ему исправить план с фасадом и сметами, если в  чем окажется нужным, или же составив новые по правилам архитектуры представить в Департамент с возвращением всех приложений».

31 января 1844 г. архитектор Мейер докладывал в Департамент Уделов: «честь имею при сем возвратить план с фасадом, составленные Нижегородскою Удельною Конторою на построение каменной церкви в селе Федосьине, каковые я нахожу согласными с правилами и вкусом архитектуры принятой для греко-римских церквей».

В этом же деле есть и чертеж  с надписью: «План и фасад (на чертеже показан только фасад, плана нет) каменной церкви для постройки вновь селе Федосьине, Балахнинского Уезда. Ведомства Нижегородской Удельной Конторы. На 500 душ».

На листе чертежа стоит резолюция Министра императорского двора и уделов светлейшего князя Петра Михайловича Волконского: «Исполнить. 17 Июня 1844. Министр Князь Волконский».    

Началось строительство очень быстро, о чем в рапорте от 12 ноября 1843 г. № 7045 «С испрашиванием разрешения допустить постройку новой церкви в селе Федосьине»  писал Управляющий Нижегородскою Удельною конторою Бестужев-Рюмин в Департамент Уделов следующее: «Священник села Федосьина Северов, церковный староста крестьянин Матвей Фомин и строители удельного ведомства крестьяне Макар Степанов, Михайла Игнатьев и вотчины Князя Репнина Илья Никитин подали мне прошение, в котором они объясняют, что более двух третей всей предложенной на сооружение церкви в их селе суммы, должно составиться из наличных церковных денег и из предложенных пожертвований; но сии последние успешно будут поступать тогда только, когда жертвующие увидят строение храма. В настоящее время многие известные Священнику городские и сельские жители, по усердию своему, готовы значительными приношениями в деньгах и материалах участвовать в построении церкви, но с условием, чтобы вскоре было начато строение оной».

14 июня  1845 года из Нижегородской Удельной конторы был направлен в Департамент уделов Министерства императорского двора рапорт, в котором сообщалось: «В исполнение предписания Департамента Уделов от 12 июля прошлого 1844 года за № 11608, Нижегородская удельная контора  имеет честь донести, что постройка Церкви в Селе Федосьине Смольковского Приказа уже начата. Помощник Управляющего Воскресенский».

Об окончании строительства церкви в селе Федосьине  Управляющий Нижегородскою Удельною Конторою Статский Советник Даль докладывал рапортом  от 16 июня 1851 г.: « В исполнение предписания  от 18 августа № 6720, имею честь донести, что копия плана на постройку церкви в селе Федосьине отыскана Архитектором Конторы (Борисом Карловичем  Пуншелем в 1850 г. сменившим  архитектора  Н.С. Забнина на службе в Нижегородской удельной конторе, убывшего в г. Саратов), в последнюю поездку его, у церковного причта и вся постройка уже освидетельствована. Архитектор доносит, что все работы произведены прочно, из хороших материалов и во всем согласно с планом, фасадом и сметой; почему и вслед за сим буду иметь честь представить отчет, по IV отделению».

Построенная церковь Ильи Пророка славилась особым колокольным звоном и красотой внутреннего убранства. Она имела 2 колокола. Один праздничный, главный, весил 226 пудов 26 фунтов, т. е. 3 тонны 616 кг. Второй колокол был намного меньше и извещал округу о приближении покойного на отпевание. Язык большого колокола весил  11 пудов, т.е. 176 кг. Пожертвование на этот колокол было сделано жителем дер. Луговое Зотиным Егором, и его портрет был выгравирован на колоколе.

 

Судьба церкви

 

 «В 1936 году Советская власть приняла решение закрыть церковь в с. Смольки. Это случилось накануне Духова дня (1 июня). А на Пасху (12 апреля) на глазах у прихожан у Святых ворот (ворота церковной ограды) устроили сожжение церковных икон. Среди участников этой акции были некоторые крестьяне окрестных деревень. В защиту церкви от осквернения и разорения открыто выступили Федор Чурбанов из дер. Ягодное, Василий Филиппович из дер. Луговое, дядя Паша из дер. Кипрево, Степан Рыбасов из дер. Никольское и другие. Все они были арестованы, их судили и сослали. Никто из них домой не вернулся, умерли на чужбине. Последнего попа церкви Ильи Пророка звали Михаил Золотов. Старожилы до сих пор помнят его красивый голос во время служб».

В выписке из протокола № 12 Заседания Президиума Городецкого Райисполкома от 15 апреля 1936 г. написано следующее: «Cлушали: о ликвидации церкви в с. Смольках  Яг. Чистновского сельсовета. Постановили:  Решение Пленума Яг. Чистновского с/совета от 9/IV-36 года утвердить, с требованием колхозников согласиться, Ильинскую церковь в с. Смольках ликвидировать с последующим переоборудованием под Межколхозный клуб. Просить Президиум Горьковского Крайисполкома утвердить настоящее решение».

Из докладной записки председателя Городецкого райисполкома от 21 апреля 1936 г. в Горьковский крайисполком читаем: «Решением Президиума Райисполкома от 15/IV-36 года удовлетворено ходатайство колхозников Яг. Чистновского с/совета о ликвидации Ильинской церкви.

Яг. Чистновский с/совет и колхозы трех смежных сельсоветов ходатайствуют о передаче церкви под Межколхозный клуб, которая находится на границе трех сельсоветов и пяти крупных колхозов. Церковное здание Смольковской церкви расположено внутри построек культурных учреждений, с одной стороны только через речку на расстоянии 100 метров – вновь выстроенная неполная средняя школа, в 50 метрах тоже здание школы, в 20 метрах изба-читальня, почтовое отделение, кооперация, правление колхоза, помещение участкового милиционера и т.д. Все это заставило колхозников поставить вопрос строительства клуба вместо церкви, которую посещают от случая к случаю. Церковное здание вполне подходящее под клуб и сможет обслужить не только колхозников Яг. Чистновского с/совета, но и близ лежащие колхозы Долгушинского и Аржановского с/советов. Все колхозы вынесли решение об участии в материальных затратах по переоборудованию здания. Для совершения религиозных обрядов оставшимися верующими имеется другая церковь, тоже Яг. Чистновского с/совета в с. Конево на расстоянии 5 км и на расстоянии 3-х км в с. Иконниково, Аржановского с/совета. Просим Крайисполком удовлетворить ходатайство колхозников и утвердить решение Президиума Райисполкома о ликвидации Ильинской церкви в с. Смольках, Яг. Чистновского c/сов.».

14 июля 1936 г. Городецкий райисполком  дал в Горьковский Крайисполком «разьяснение, что церковь в с. Федосьино одно и тоже что в Смольках, селения Федосьина, как такового не существует, оно было несколько лет тому назад, сейчас от него не осталось ни одного дома. Церковь находится в с. Смольках, ликвидация которой приостановлена  согласно вашего распоряжения от 16/VI – 36 г.».

Комиссия по вопросам культа Президиума Центрального Исполнительного комитета Союза Советских Социалистических Республик (Москва, Кремль) сообщала 21 сентября 1936 г. в комиссию по вопросам культов в Крайисполком г. Горького следующее:  «Дело о закрытии церкви в с. Смольках, Городецкого р-на, возвращается Вам обратно. В связи с тем, что верующие своевременно и в установленном порядке не подали жалобу во ВЦИК, постановление КрайИКа  следует полагать вошедшим в силу».

Таким образом, установлена дата принятия окончательного решения о закрытия  Ильинской церкви.

 

Проект церкви с. Федосьино; Копия чертежа церкви, Я. Горбунов, 1936 г.

Утраченный Ильинский храм - это самая драгоценная жемчужина в ожерелье Нижегородских церквей и колоколен.

Запроектированной в 1844 г. и построенной в 1850 г. архитектором Николаем Сергеевичем Забниным каменной церкви Илии Пророка в селе Федосьине выпала великая честь стала тем образцом, с которого были составлены нормальные чертежи  проектов каменных церквей архитектором Иваном Ивановичем Свиязевым,  в дальнейшем ставших «нормой» при строительстве церквей во всех концах Российской империи.

Два российских государственных деятеля: министр Императорского двора и уделов князь П.М. Волконский и министр Государственных имуществ граф М.Н. Муравьев обратили внимание на Федосьинскую церковь. Первый в 1844 г., когда утверждал проект церкви, а второй в 1857 г., когда брал пример для постройки каменных церквей по всей России.