© 2010-2023  Григорий Горохов

История происхождения названия

Аксентис

довольно запутанная.

Точного происхождения его никто не знает: кто-то говорит, что оно произошло от имени какого-то местного жителя по имени Аксентий, жившего в этом месте и чем-то прославившегося, кто-то говорит, что его придумали при образовании посёлка в 30-60-е годы ХХ века, кто-то считает иначе.

 На этом сайте приведена своя версия возникновения этого названия, подкреплённая историческими фактами.

Приводится и имя человека, от которого пошло это название.

 

Сайт защищён законом РФ
"Об авторском праве и смежных правах" и является собственностью издателя (автора).
Все материалы размещены исключительно с ознакомительной целью и их копирование возможно только с письменного разрешения
их собственника!
 
При использовании материалов сайта и представленных на нём электронных книг ссылка на сайты
и
а также на авторские книги
и их автора обязательна!!!
 
Все рекламные материалы размещены владельцем хостинга и Вы можете пользоваться ими на свой страх и риск!
 

Возможны некоторые несовпадения Имён, Отчеств и Фамилий с настоящими, т.к. они приведены с архивных и официальных документов! 

Будем благодарны за все Ваши уточнения (с предоставлением доказательных документов или их копий),

а также за прочие предоставленные Вами сведения о нашей местности.

 

  Согласно Федерального закона

от 27.07.2006  № 152-ФЗ

"О персональных данных"

на сайте отсутствуют

личные сведения

о живущих гражданах!!!

(дата рождения, возраст,

адрес проживания,

номера к.-л. документов)

 

Фотографии в фотоальбомах, в содержании сайта и книг

опубликованы

исключительно публичные!

 

В случае обнаружения Вами каких-либо ошибок, неработающих ссылок, несоответствий или неточностей, просьба уведомить лично или по адресам эл.почты

gr.gorohov*yandex.ru

или

aksentis.gorodets*yandex.ru

 

© 2010-2023 Григорий Горохов
 
подчёркнутым курсивом выделены комментарии и уточнения автора,
простым курсивом - оригинальные и (или) отредактированные выписи из архивных и  прочих источников.

История семьи Надежиных...

Вашему вниманию предлагается авторский материал о семействе священнослужителей Надежиных и их нелёгкой судьбе. Данный материал предоставлен автору сайта правнучкой последнего священника церкви Преображения Господне села Иконниково Павла Николаевича Надежина Мариной Гелиевной Ивановой (Доброхотовой), знатоком истории многих семейств священнослужителей Нижегородской губернии.

 

Светлой памяти достойные

Каждый несёт в своей крови и в нервных клетках смутную память обо всём, что думали и чем волновались предки. Душа не более, как тысячеголосный хор предков. И каждый из нас, сам того не замечая, действует не как личность, а как порода!

Михаил Осипович Меньшиков (1859-1918).
Письма к русской нации. 1911

Курсивом выделены оригинальные тексты из архивных документов и прочих источников.

Первый предок династии священнослужителей рода Надежиных жил со своим семейством в 1764 году в г. Балахне, когда Российским государством правила Императрица Екатерина II. В балахнинской церкви Рождества Христова служил Иереем[1] Лев Иванов, которому на тот момент было 38 лет.

 «Церковь Рождества Христова прежде была монастырской при женском монастыре, основанном в XVI столетии. Монастырь получил от Иоанна IV три грамоты. По описи стольника Сомова 1674 года сказано: «Против города на площади к Петровскому пруду девич монастырь, а в нем ружная каменная церковь соборная Рождества Христова да в пределе пречистые Богородицы Владимирские…». Так описывает церковь архимандрит Макарий, епископ Нижегородский и Арзамасский, исследователь церковной старины.

 В дополнение к этому описанию церкви, небезызвестный архитектор С. Агафонов пишет: «При своих сравнительно небольших размерах в простых контурах церковь Рождества Христова производит впечатление спокойного величия, чему в немалой степени способствует контраст ее основного объема с пластически более развитыми, но небольшими пределами. И в церкви, и в пределах сохранились красивые иконостасы XVIII века, украшенные характерной барочной резьбой».


г. Балахна. Христорождественская церковь.

У иерея Льва Иванова в 1764 году было уже 4 сына: Андрей 15-ти лет, Фёдор 11-ти лет и Семён 10-ти лет, а старшему сыну Алексею было уже семнадцать лет, и служил он дьячком в балахнинской церкви Преображения, что на Посаде.

По переписи (Ревизской сказке) 1782 года Христорождественской церкви писан иерей Лев Иванов, при котором находится его сноха Анна Андреевна, 34-х лет, вдовая попадья умершего иерея Алексея Львова, Козмодемьяновской балахнинской церкви и при ней двое детей - дочь Федора 13-ти лет и сын Алексей 10-ти лет. Анна Андреевна умерла в 1787 году, дочку выдали замуж за протопопа села Катунки Варваринской церкви Прокопия Петрова, а сын Алексей в 1795 году занял место дьячка при этой церкви.

Алексея Алексеевича обвенчали с дочерью священника села Ступино Семёновского уезда Сергея Фёдорова, Анной Сергеевной, 1775 г. р. Жена его вскоре умерла, и Алексею пришлось жениться во второй раз, на Устинье Фёдоровне, которая родила ему 2-х сыновей – Александра, 1805 г. р., и Якова, 1806 г.р, но о продвижении по службе уже не могло быть речи, т.к. Епархия вторые браки не поощряла.

Алексей Алексеев умер, не дожив даже до 40 лет, и на его место был определён брат Устиньи Фёдоровны, Матвей, в 1815 году 19-ти лет, при нем были писаны его сестра, вдова и два племянника: Александр 11-ти лет, студент Семинарии и Яков 10-ти лет.

В 1817 году, через 2 года, умер и Матвей, и на это место поступил его племянник Александр Алексеевич, который в Семинарии получил прозвание Рождественский, от названия церкви, именно прозвание, а не фамилию, так как тогда это понятие не употреблялось. В одном архивном списке учеников Духовных Училищ, в первой графе, где записывали всем нам привычное «ФИО», значится «имя и прозвание».

Яков тоже обучался в Семинарии, как сирота на казённом обеспечении, и ему дали прозвание Надежин, наверное, именно на него были возложены все надежды.

В балахнинской Христорождественской церкви на ранее родительском месте служил старший брат Якова, Александр Рождественский, при нём была их мать - вдова Устинья Фёдоровна, 1775 г. р., а Якова еще студентом Богословии определили к Архангельской церкви села Городца, от него и пошли потомки Надежины.

183 года тому назад, по окончанию обучения в Семинарии в 1831 году, ещё совсем юный Яков со своей молодой женой из села Гордеевка Балахнинского уезда, с которой был повенчан в селе Гордеевка 11 января 1831 года, дочерью священника Михаила Михай-ловича Колосовского, Елизаветой Михайловной, 1811 г. р., столкнулся с первой серьёзной проблемой. Это был жилищный вопрос. Получив место священника в городецкой Архангельской церкви после ушедшего за штат прежнего, молодой семье совсем негде было жить. На церковной земле около церкви было всего с десяток бобыльских домиков-келий, остальные были дома церковников, которые сами имели многочисленные семьи, и квартиры не сдавались. Неподалеку находилось небольшое сельцо, «жители которого были сильно заражены расколом» и никто из них Якова и его жену в дом не пустил. 29 июня 1831 года Яков обратился к архиепископу Афанасию с просьбой помочь ему с обустройством. Молодожены уже ждали первенца. Тот в свою очередь дал распоряжение местному Благочинному о законном понуждении местных прихожан, торгующих лесом и проч., помочь своему священнику с постройкой дома. Прихожан собрали, но они, ссылаясь на свой недостаток и нужду, отказались строить дом для Якова, но пообещали, что если «он своим поведением обратит на себя внимание и если они увидят от него доброе поведение и ласковое с ними обхождение и по деньгам», помогут в подвозке материалов. На первое время молодые супруги вынуждены были купить у крестьянской вдовы маленький домик, на самом краю горы, заплатили за него 50 рублей, но вскоре поняли, что жить в этом доме невозможно. «Дом, купленный священником Надежиным к проживанию крайне не удобен, на что ни обратишь взор, все почти до истления сгнило», так писал в своем рапорте в Нижегородскую Духовную Консисторию Благочинный, протоиерей городецкой Владимир-ской церкви Михаил Гаврилов Преображенский. Вопрос решался долго: докладные, рапорты, указания, как строить, на каком месте. Основные хлопоты взял на себя Благочинный. Наконец 8 января 1833 года протоиерей Михаил Гаврилов отправил рапорт о том, что дом для Якова Надежина построен на средства прихожан на пустопорожнем церковном месте с условием, что дом этот навсегда останется при церкви для церковников. К рапорту была приложена опись с описанием дома и к нему различных пристроек. Таких домов в губернии было много.


Архангельская церковь с. Городец.

Елизавета Михайловна родила Якову десять детей, четверо из которых умерли вскоре после рождения. В живых остались Павел, 1831 г. р. (будущий священник села Подолец, Семёновского уезда), Василий, 1834 г. р. (будущий священник с. Б. Мурашкино, Княгининского уезда, жена Елена Павловна Райковская, дочь священника), Александр, 1843 г. р. (будущий священник с. Иконниково Балахнинского уезда, жена Капитолина Егоровна Кристаллова, дочь священника), Иван, 1846 г. р. (будущий дьякон с. Худяково Семёновского уезда, жена Прасковья Алексеевна Коневская, дочь и. д. псаломщика), Анна, 1848 г. р. (жена священника с. Городец Спасской церкви Ивана Ивановича Звездина) и Любовь, 1837 г. р., которая замужем не была, жила то при одном брате, то при другом, а в одном документе сказано, что она постоянного места жительства не имеет из-за любви к странствиям. Позднее о. Яков был перемещен в Спасскую церковь села Городец. Умер он вдовцом, пережив свою жену почти на 20 лет, в 1874 году, заштатным священником в селе Подолец Семёновского уезда, где служил его сын Павел.

Остановимся на старшем сыне Якова Алексеевича, Павле Яковлевиче Надежине.

Родился он под новый год 1832 года, 29 декабря 1831 года в селе Городец, при Архангельской церкви, родители уже устроились в новом доме рядом с церковью. После окончания Семинарии был рукоположен в священники в село Хохлому Семёновского уезда, а потом был перемещен в село Белкино, и вскоре, в 1864 году, был перемещён к Преображенской церкви села Подолец, где и прослужит всю свою жизнь, уйдя за штат и передав свое место зятю Смирнову Николаю Андреевичу.

Женился он на внучке протопопа села Богородское Горбатовского уезда Тимофея Ермеева Рожанского, дочери священника этого же села Стефана Тимофеевича Рожанского, Александре Стефановне, 1838 г. р. У них в семье было 11 детей, из них две незамужние дочери, а остальные сыновья, все в будущем священнослужители, уважаемые и почитае-мые люди.

 По одной семейной фотографии можно судить, что Павел Яковлевич и матушка Александра прожили тяжёлую, но счастливую жизнь. Для фотографии в один день собралось все семейство: дочери с мужьями, сыновья с женами приехали из разных сел и уездов в день 75-летнего юбилея отца. Фотография выполнена в мастерской М.П. Дмитриева незадолго до смерти родителей, через 1,5 месяца матери и отца не стало, скончались они почти в один день.


Семейство Надежиных. Фотография М.П. Дмитриева.(Фото из семейного архива Смирновых, г. Городец).

1 ряд, сидят: слева направо - Смирнов Николай Андреевич (священник с. Подолец Семёновского у., муж Антонины Павл. Надежиной); Михаил Павлович Надежин (сын, священник с. Худяково Семеновского у.); о. Павел Яковлевич Надежин; матушка Александра Степановна (урожденная Рожанская); Василий Павлович Надежин (сын, священник с. Водоватово, Абрамово Арзамасского у.); Андрей Павлович Надежин (сын, священник с. Огнев Майдан Васильского у.); Николай Павлович Надежин (учитель, священник с. Иконниково Балахнинского у).

2 ряд, стоят: слева направо - неизв. дочь; жена сына Михаила Ефвалия Филипповна (урождённая Высоковская); Елизавета Павловна (дочь, жена псаломщика с. Городец Спасской церкви Арсения Асафовича Кроткова); Аполлон Павлович Надежин (сын, учитель, дьякон с. Городец Спасской церкви, священник с. Пупково Балахнинского у.); Антонина Павловна Надежина (дочь, жена священника Николая Андреевича Смирнова); жена сына Василия Анна Алексеевна (урождённая Алеева); жена сына Андрея Анна Александровна (урождённая Пуреховская); жена сына Николая Екатерина Евгеньевна (урождённая Серебровская).

На фотографии нет сына Никандра Павловича Надежина, дьякона приютской Иоанно-Златоустовской церкви с. Городец и его жены Софьи Алексеевны (урождённой Васильковой), по неизвестной причине они не смогли приехать на юбилей отца.

 

Вот, что сказано о смерти о. Павла Надежина в некрологе в Нижегородском Церковно-Общественном Вестнике за 1907 год:

«26 февраля в 9 ? часов утра мирно скончался заштатный священник села Подольца Семен. уезда, о. Павел Яковлевич Надежин…

Смерть его, несмотря на преклонный возраст и старческое недомогание, была неожиданной для его семейных…но смерть любимой жены, последовавшая 22 февраля, видимо, подействовала на о. Павла, и он в тот же день слег в постель и больше уже не вставал с нее. Смерть его последовала на второй день похорон его жены…».

В 1908 году на могиле родителей был установлен ажурный железный крест на подставке в виде пирамиды из белого известняка. На кресте написаны слова: «Воспоми-наем вам, братии, чада и друзи, не забывайте нас, всегда молитеся ко Господу», а на другой стороне: «Здесь погребен священник Спасской церкви с. Городца Иаков Алексеев Надежин, умерший 26 августа 1874 года. Здравствуйте, чада, сродницы же и друзи, спасайтеся, братие, спасайтеся знаемии».

 

 Они оба ушли из жизни, не зная какие страшные времена ждут их родных и близких: революция, голод, годы гонений и репрессий. Не узнают они, что в 1937 году будет арестован их внук от старшей дочери Елизаветы, с 1915 года вдовы Кротковой, Василий Арсеньевич Кротков, что дочь, узнав об этом, скончается, а внук через 3 месяца будет расстрелян.

По материалам следственного дела, стало известно, что Василий был священником с. Городец Владимирской церкви, в 1930 году как служитель религиозного культа был лишен избирательных прав. Он, после ареста в 1937 году, на допросе признался в контр-революционной деятельности и участии в церковно-террористической организации. Его расстреляют 13 октября 1937 года.

Кротков Василий Арсеньев был женат на дочери народного учителя Капитона Петровича Яблонского, Марии Капитоновне, 1879 г. р. В семье у них была единственная дочь Серафима, 1904 г. р. На момент его ареста в 1937 году, в их семье была еще приёмная дочь Мария 17-ти лет.

Елизавета Павловна овдовев, после революции устроилась разнорабочей на лесо-пункт, жила в с. Городец, на ул. Школьная в д. № 31, и умерла 3 июня 1937 года в возрасте 82 лет.

За 5 дней до расстрела внука Василия, 8 октября 1937 года, будет арестована в селе Бор Семёновского уезда сноха Павла Яковлевича, вдова их сына Никандра, жена Софья Алексеевна Надежина, дочь протоиерея села Городец Троицкого Собора Алексея Ивановича Василькова. Как и многих других, её обвинили в антисоветской агитации, кто-то донес, что в её доме собираются люди, которые не довольны нынешней властью. Софья Алексеевна скончается через месяц в тюремной больнице, в возрасте 62 лет. Так же были арестованы её дочь Валентина Никандровна с мужем Вячеславом Михайловичем Миловидовым, которые работали на Балахнинской ГОГРЭС, он - инженером, а она - делопроизводителем. Валентина была приговорена к 1 г. 3 мес. заключения, её мужа приговорили к Высшей мере наказания, приговор был отменен 04.03.1940 года, но какова дальнейшая судьба их, не известно.

 Летом 2013 г. мы ездили на Бор, нашли дом Надежиных на ул. Калинина № 6, он сохранился почти в том же виде, сейчас там живут милые люди, но то, что в этом доме раньше жил батюшка они не знали и очень этой новости обрадовались, т. к. живут тут счастливо и спокойно, имеют красивый сад за домом, всё ухожено… С радостью узнали они о том, что место это давно «намолено».


г. Бор, дом Надежиных на улице Калинина, № 6. Фото 2013 г.

 

Не виновный, не осужденный, не реабилитированный.

 

Не узнают родители, что в Арзамасской тюрьме при допросе 20 октября этого же года, погибнет их сын Василий Павлович Надежин, 1865 г. р., священник села Абрамово Арзамасского уезда, известный на всю округу гомеопат, пчеловод и огородник. Ещё в 1920 году он писал Архиепископу Нижегородскому и Макарьевскому Евдокиму о пользе рода его занятий. Он пишет: «В первую очередь я должен указать на необходимость приближения духовенства к крестьянству и в повседневной трудовой жизни…, т.к. крестьянство в большинстве случаев привыкло видеть в духовенстве каких-то бар, на которых оно принуждено работать…, тем более, что крестьяне, перестав видеть в Священнике барина, всегда с великой охотою помогут ему в страдные дни, в чем я глубоко убежден…»

В своем письме он пишет, что готов инструктировать желающих и просит привлечения к своей работе священника села Выездная Слобода Ивана Веселовского и члена Нижегородского Епархиального Совета Александра Миновича Черноуцана.

Именно по делу «Черноуцана, организатора церковной подпольной фашистской группы» и был арестован Василий.

Василий Павлович Надежин.
(Фото из семейного архива А. Катковой, г. Арзамас)


О. Василий с матушкой Анной Алексеевной.
(Фото из семейного архива А. Катковой, г. Арзамас).

По семейным преданиям потомков со стороны его жены Анны Алексеевны Алеевой, Василия Павловича не раз вызывали на допрос, возвращался он домой сильно избитый, на спине были явные гематомы и раны, но он никогда, ни о чем не рассказывал и не жаловался.

В день ареста его допрашивали с 9-ти часов утра до 16 часов 30 мин. Воспользовавшись моментом, когда он остался в комнате один, уже около 18 часов (следует понимать, что около 6 ч. вечера)[2] , Василий Павлович сумел открыть окно и выпрыгнул со 2-го этажа, но, упав неудачно, ударился головой, что и послужило причиной смерти. Случай этот списали на самоубийство, в его деле нет обвинительного акта «Тройки» и дело было закрыто, по этой причине нет возможности даже его реабилитировать. Вдумайтесь, люди! Этому «фашисту» было 73 года. Нет человека, нет проблемы.

Через четыре дня после трагической гибели о. Василия, а именно 24 октября 1937 года, беда пришла в дом ещё одного сына Надежиных, Николая Павловича Надежина, 1875 г..р, священника села Иконниково Балахнинского уезда, моего прадеда.

Николай Павлович Надежин обучался в Нижегородской Семинарии, но вынужден был уйти по болезни глаз, 5 лет исполнял должность учителя церковно-приходской школы в селе Кирюшино Балахнинского уезда и состоял регентом Городецкого Троицкого Собора. Сначала был определен псаломщиком, потом дьяконом, а в 1904 году был посвящен в сан священника к Преображенской церкви села Иконниково на место вышедшего за штат по слабости здоровья вдовца, его родного дяди Александра Яковлевича Надежина, и будет служить в этой церкви до… ареста в 1937 году.

Его женой была дочь священника Евгения Васильевича Серебровского, Екатерина Евгеньевна. У них в семье было два сына: Евгений (мой дедушка) и Александр.


Н.П. и Е.Е.
Надежины.
(Фото из семейного архива Грачевой В.П., г. Городец).

Церковь, в которой служил о. Николай, была каменная, построена в 1811 году тщанием прихожан и добротных дателей. Вместительная и тёплая трапезная. При храме был старый деревянный дом просфорни, который предназначен был для ночлежников – исповедников и нуждающихся путников. Семья батюшки жила в деревянном доме на церковной земле, построенном на средства прихожан. В ведомости о церкви сказано, что «…церковная пахотная земля без навоза не родит, скот держать не выгодно, потому что нет лугов и пастбища, и поэтому более половины земли остается не обработанной, ее отдают в аренду и каждый обрабатывает ровно столько, на сколько хватает навозу. Казенного жалования нет.»

Церковь Преображения Господне в селе Иконниково, 1959 г.

Шло время, наступил 1914 год, затем Первая Мировая война, которая принесла с собой тысячи убитых и раненых, а с ними большое количество вдов и сирот. На помощь войне и нуждающимся пришла и Церковь. Были созданы Волостные попечительства по призрению семейств запасных нижних чинов и ратников ополчения, призванных на военную службу. В Балахне был создан Балахнинский уездный комитет по оказанию помощи больным и раненым воинам и семьям призванных на военную службу в мобилизацию, для оказания материальной помощи. Николай Павлович Надежин был председателем Иконниковского попечительства. Ниже приводится его Рапорт о проделанной работе:

Его Превосходительству Господину Нежегородскому губернатору

Села Иконникова Балахнинского уезда Священника Николая Надежина

Рапорт

Считая священным долгом исполнить Вашего Превосходительства предписание, честь имею представить точные сведения о сборе пожертвований на нужды войны в районе вверенного мною прихода села Иконникова, а именно:

27 июля, по прочтению высочайшего манифеста во время молебна о даровании победы русскому оружию насбирано (так в деле) было с тарелкой на нужды войны 11 рублей 50 копеек.

За август месяц во время богослужений насбирано так же с тарелкой 20рублей, а за сентябрь 27 рублей 45 копеек.

Собрано и отослано 24 сентября 700 аршин холста в епархиальный комитет помощи больным и раненым. Причем готовится другая партия холста.

Кроме сего, производится по приходу сбор шерстью, льном, рожью, мукой, овчинами и т.п., по количеству каждого рода сбора в известность еще не привезено. На семью взятых на войну в церкви собрано 14 р. 20 копеек, из коих израсходовано 1 рубль жене запасного крестьянина деревни Мокеихи Василия Максимовича Дубова Евдокии Николаевной Дубовой, остальные деньги приходский комитет на семьях не нашел нужным расходовать, т.к. нуждающихся семей в приходе ввиду выдаваемых пособиями от казны пока благодаря господу Богу нет.

Кроме сбора в церкви деньгами собирают по приходу. В настоящее время таковых денег собрано 40 рублей. К этой сумме приходской комитет постановил присоединить в будущем деньги, вырученные от продажи льна, шерсти и т.п., а затем распределить, смотря по надобности, на нужды войны и на семьи взятых на войну

Все вышеизложенное и довожу до сведения Вашего Превосходительства

1.10.1914 г.

Всегда готовый послужить ЦАРЮ и отечеству села Иконникова Балахнинского уезда Священник Николай Надежин.

Батюшка исполнял свои обязанности без замечаний, несмотря на то, что всё ещё продолжалась война с Германией, ведь на селе жизнь шла своим чередом. Бывший учитель душой болел за образование в селе Иконниково и ближних деревнях. На этой почве в 1915 году разразился спор, о котором тогда писали в газете «Волгарь». По ходатайству местных крестьян уездное земское собрание постановило открыть в деревне Мошки народную библиотеку-читальню. Заведующим был утвержден Николо-Погостинской школы учитель А.Н. Распопов. После постановления от священника о. Надежина поступило прошение о переводе библиотеки в село Иконниково, мотивируя тем, что в деревне Мошки всего 49 грамотных человек и что рациональней было бы быть библиотеке хотя бы в деревне Шеханине, где находится центр развития грамотности, так как в этом районе есть три школы и население большинство грамотное, даже женщины. Прошение его осталось без внимания и открытие библиотеки состоялось. Под библиотеку было приспособлено помещение в одном из домов местных крестьян. Перед открытием о. Надежин сказал слово, в первой части которого главное внимание он уделил тому, что в библиотеках часто бывают книги противоправительственного направления, чтение которых приносит только вред. Николай Павлович был очень расстроен этим событием, так как в Мошках при училище имеется уже богатая библиотека, кроме того большая часть Мошковского района примыкает к селу Н. Погост, где есть читальня, так сильно он переживал за своих прихожан.


Николай Павлович Надежин. (Фото из следственного дела).

В дом Николая Павловича пришли 24 октября 1937 года с ордером на обыск и арест. При обыске у него были изъяты две сберегательные книжки, книга политграмоты под редакцией Бухарина, церковная литература, разная переписка и крест металлический. Жалоб на неправильное производство обыска и исчезновение предметов нет. Роспись – Надежин. Конечно, кому жаловаться?

В протоколе допроса сказано, что он полностью изобличен в контрреволюционной деятельности, что собирал у себя в доме активных церковников и наставлял их в антисоветском духе, а весной этого года в колхозе «Победа» неоднократно срывал весенне-полевые работы. От о. Николая требовали говорить правду и признаться. Но признаний не было.

Было ли это так на самом деле? Я часто думаю об этом. Виноват он был или нет?

С одной стороны, я, выросшая в советском государстве, хорошо понимаю, что такое сорвать полевые работы. Это ЧП. Тогда он враг! С другой стороны, в то время, когда революция перевернула весь мир и люди не знали, как им жить дальше, зная, что ему за это будет, это – подвиг! Я задаю себе вопрос: «Как им нужно было жить, чтоб избежать той участи? Бежать? А куда?»

Моего прадеда приговорили к 10-ти годам лагерей, но он умер 31 августа 1938 года в тюремной больнице. Совсем недавно, в одной из старых книг, доставшихся мне от бабушки с дедушкой, мы случайно нашли маленький пожелтевший листок, который оказался свидетельством о смерти Николая Павловича Надежина. Причина смерти, указанная в документе: Старческий маразм, возраст 63 года. А недавно мне рассказали историю, как одного батюшку выволокли из церкви за бороду, потом привязали к лошади и протащили по земле через все село. А может это и был о. Николай?

Как-то еще в 70-е годы, я тогда училась в школе, вечером я услышала с кухни негромкий разговор родителей. Мама была сильно встревожена, она говорила о какой-то предстоящей проверке, тогда я в первый раз услыхала слова «враги народа». В те годы врагов я знала только одних, это – фашисты, во главе с Гитлером напавшие на нашу страну. Оказалось, что маме предложили место работы в УВД, все прошло нормально, и маму приняли на должность глав. врача СЭС УВД. Только 40 лет спустя я узнала, кто такие «враги народа». Именно этих врагов и была внучкой моя мама. А еще я помню те годы, когда люди еще испытывали страх и помнили советские годы репрессий. Я тогда была еще совсем маленькой, однажды мама встретила на улице свою приятельницу, они тихо разговаривали о чём-то между собой, но мне совсем не было слышно их разговора. Я все время встревала, и мама сказала мне тогда, встряхнув как следует: «Не кричи, в тюрьму посадят». Что такое тюрьма, как посадят и почему, я тогда не знала. Но поняла, что место это - «тюрьма», какое-то страшное и испугалась.

Второй мой прадед был тоже священником в селе Городец Архангельской церкви, это Доброхотов Фёдор Евгеньевич, и это ещё одна трагическая судьба.

Я уверена, что все, кто был расстрелян в годы репрессий, кто сгинул в лагерях голодные и холодные, потерявшие всякую надежду хоть когда-нибудь увидеть свою семью, светлой памяти достойны!

Иванова М. Г., Нижний Новгород, 2014 г.

(Выражаю свою благодарность за помощь, оказанную мне, супругам Успенским, Дегтевой О.В., Тонышеву С.В., Грачёвой Т.Л., Катковой А.П., потомкам Надежиных из г. Городец Грачёвым, Смирновым и др.)

Редакция текста - Григорий Горохов, г. Городец



[1] Автор текста при написании руководствовалась Адрес-Календарями и архивными документами, где все должности написаны с большой буквы. В современной литературе слова, обозначающие должности, пишутся с маленькой буквы.

[2] Комментарий автора текста