©2010-2018  Григорий Горохов

История происхождения названия

Аксентис

довольно запутанная.

Точного происхождения его никто не знает: кто-то говорит, что оно произошло от имени какого-то местного жителя по имени Аксентий, жившего в этом месте и чем-то прославившегося, кто-то говорит, что его придумали при образовании посёлка в 30-60-е годы ХХ века, кто-то считает иначе.

 На этом сайте приведена своя версия возникновения этого названия, подкреплённая историческими фактами.

 

Сайт защищён законом РФ
«Об авторском праве и смежных правах» и является собственностью издателя (автора).
Все материалы размещены исключительно с ознакомительной целью и их копирование возможно только с письменного разрешения собственника!
При использовании материалов сайта ссылка на сайты
и
и их автора обязательна!!!
Все рекламные материалы размещены владельцем хостинга и Вы можете пользоваться ими на свой страх и риск!
 

Возможны некоторые несовпадения Имён, Отчеств и Фамилий с настоящими, т.к. они приведены с архивных и официальных документов! 

Будем благодарны за все Ваши уточнения (с предоставлением доказательных документов или их копий),

а также за прочие предоставленные Вами сведения о нашей местности.

Вы можете оказать посильную финансовую помощь в развитии этого проекта,

перечислив любыми способами некоторую сумму

на яндекс-кошелёк

R410014241447958

на Web-Money кошелёк

R133766223530

или на Qiwi-кошелёк

 

  Согласно Федерального закона

от 27.07.2006  № 152-ФЗ

«О персональных данных»

на сайте отсутствуют

личные сведения

о живущих гражданах!!!

(дата рождения, возраст,

адрес проживания,

номера к.-л. документов)

Фотографии в фотоальбомах

опубликованы

исключительно публичные!

(нажав на зелёную кнопку    справа от картинки, Вы сможете просмотреть или скачать её в полном размере)

В случае обнаружения Вами каких-либо ошибок, неработающих ссылок, несоответствий или неточностей, просим уведомить лично или по адресу эл.почты

aksentis.gorodets@yandex.ru

 

©2010-2018 Григорий Горохов
 
Партнёры сайта:
 
 
 
 
 
  
подчёркнутым курсивом выделены комментарии и уточнения автора,
простым курсивом - оригинальные и (или) отредактированные выписи из архивных и  прочих источников.
  
  

О сайте

Этот сайт создан с помощью программы для создания сайтов "Мини-Сайт".
ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

Лишенные избирательного права (лишенцы) и Репрессированные

 

Наступил 1917 год. Грянула февральская революция. Государь Николай II отказался покинуть страну, решив разделить с нею её грядущую горестную судьбу. В день отречения Государя, 2(15) марта 1917 г., была обретена чудесным образом в селе Коломенском икона Божией Матери «Державная». Скипетр держала Царица Небесная, Возглавительница Святой Руси, вступившей на путь мученичества за веру, за Христа.

15 (28) августа 1917 г. в г. Москве открывается долгожданный Поместный Собор Православной Российской Церкви, работавший с перерывами более года - до 7 (20) сентября. Соборные заседания проходили под фон артиллерийской канонады во время октябрьского расстрела Кремля. Заседание 28 октября (10 ноября) 1918 г. ознаменовалось вынесением исторического постановления о восстановле­нии Патриаршества в России. Уже через неделю - 5 (18) ноября 1917 г.- Собором был избран Патри­арх. Им стал (по жребию) выдающийся иерарх, митрополит Московский Тихон (Белавин.1865-1925 г.г.), отличавшийся удивительной незлобивостью и душевной добротой. (По книге: Ю.Г.Малков. «Русь Свя­тая», издательство «Правило веры», 2002г., С.470,473.)

После октябрьского переворота, начиная с декабря 1917 года, вся Церковь в целом приняла на себя невиданный доселе удар: небесный полк мучеников - страстотерпцев начал пополняться отныне тысячами и тысячами воинов Христовых.

Большевики, подарив народу "пряник" - "Декрет о земле", уже 23 января 1918 г. публикуют дек­рет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви". Его подписали Председатель СНК В.Ульянов /Ленин/, Н.Подвойский, В.Алгасов, В.Трутовский, А.Шлихтер, П.Рошьян, В.Менжинский, А.Шляпников, Г.Петровский, управляющий делами Вл.Бонч-Бруевич и др. Нет подписи Сталина, Троц­кого, Луначарского, Коллонтай и др.

24 августа 1918 г. Наркомат юстиции утвердил инструкцию "О порядке проведения в жизнь декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", согласно которой права юридическо­го лица не могли иметь не только приходы, но и любые другие объединения духовенства и верующих. Инструкция устанавливала порядок национализации церковного имущества, которое переходило в не­посредственное ведение местных Советов, а те по описям передавали его в бесплатное пользование прихожанам "числом не менее двадцати человек" на условиях специального соглашения (договора).

"Двадцатки" (приходские советы) принимали на себя ответственность за здание храма, богослужебное имущество, они могли по своему усмотрению приглашать священнослужителей.

С конца двадцатых годов начинается массовое закрытие приходских храмов. Их ликвидация происходила на основании самых различных предлогов, значительное место среди которых занимали "наказы" трудящихся. Кампании по сбору подобных "наказов" особенно активно проводились в период I выборов в местные Советы. При этом для обоснования часто использовались объективные трудности - нехватка жилья, культурно-просветительных учреждений, строительных материалов. Однако, как от­мечается в документах тех лет, "наказы" нередко фабриковались. В 1920-е годы Русская Православная Церковь все более и более контролируется органами ОГПУ, куда стекаются многочисленные донесе­ния о жизни религиозных организаций. В свою очередь ОГПУ информирует административный отдел губисполкома и дает прямые указания о целесообразности тех или иных мероприятий. Была создана богоборческая организация "Союз воинствующих безбожников".

По мере становления тоталитарной системы сущность декрета советской власти от 23 января 1918 года была полностью извращена. Вместо реального отделения Церкви от государства осуществ­лялся процесс ее насильственного подчинения атеистическому государству, при котором все несогласные уничтожались. Партийные идеологи хорошо понимали, как трудно овладеть многомиллионным верующим народом, веками воспитывавшимся в православных ценностях. Поэтому ставится задача расколоть Церковь на отдельные борющиеся между собою группировки, найти в ее рядах слабое звено и разрушить стройный церковный организм. Предатели веры нашлись в лице так называемых «обнов­ленцев» - священнослужителей и мирян, возжелавших примирить Церковь с ее гонителями, а по сути – превратить Церковь в инструмент управления верующими в руках богоборческой власти. Обновленцы подвергли критике институт патриаршества, стремясь самочинно захватить власть, ввели женатый епископат и другие новшества, противные канонам и духу Церкви. Все это было на руку советской вла­сти, задача которой заключалась в том, чтобы уничтожаемая Церковь не только не призывала к сопро­тивлению со стороны верующих, но в процессе своего уничтожения помогла перевоспитать народные массы в духе преданности советской власти и идеалам коммунизма.

Русская Церковь раскололась на верных православию последователей (приверженцев Патриар­ха Тихона) и поддавшихся на посулы «легализации» Церкви «обновленцев». «Обновленческие» свя­щенники захватывали храмы православных и доносили на них, обвиняя в антисоветской агитации, в органы власти. Однако народ в массе своей не принял «обновленчество», и к концу Великой Отечест­венной войны оно прекратило свое существование, нанеся все же огромный вред Церкви.

Это был трагический период. Тогда духовное противостояние атеистическому советскому режиму проходило в условиях церковной смуты и непризнания высшей церковной власти.

В конце марта 1927 года произошло неожиданное освобождение митрополита Сергия (Страгородского) из заключения, и 7 апреля архиепископ Серафим передал ему управление делами Московской Пат­риархии. 18 мая митрополит Сергий образовал в Москве Временный Патриарший Священный Синод, который уже через два дня получил регистрацию в Народном Комиссариате Внутренних Дел. 29 июля 1927 года митрополит Сергий выпустил Декларацию о лояльном отношении Церкви к государству. Продолжая политику своих предшественников, он попытался нормализовать отношения с советской властью, пойдя на значительные уступки. После опубликования этой декларации часть духовенства и мирян негативно восприняла её и отделилась от митрополита Сергия, продолжая свою деятельность под флагом защиты устоев истинного православия. Каждый священник знает, что власть – от Бога. По­этому митрополит Сергий открыто обращается к власти, в его послании к советскому правительству есть теплота, которую почувствовали власти. И в то же время митрополит заявил решительно: "Право­славие - истина жизни со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим богослу­жебным укладом"; "вера и православно-христианская жизнь остаются незыблемы"; а "целью улажива­ния отношений Церкви с советской властью является желание тихо и безмятежно жить по своему бла­гочестию"

С 1929 г. огромное количество священнослужителей и мирян было репрессировано каратель­ными органами в период коллективизации сельского хозяйства. Крестьяне скоро поняли, что колхозы несут им голод, подневольный труд за гроши, работу в церковные праздники и тотальный контроль со стороны государства. Со своими бедами они шли к своим духовным отцам — сельским батюшкам, и те укрепляли их в вере и отстаивании права на свободный труд. Облагая Церковь непосильным налогом, отбирая колокола и другое церковное имущество, запрещая крестные ходы, советский режим стремил­ся задушить Церковь. Тысячи священников — исповедников Православной веры противостояли этим богоборческим действиям, горячей молитвой и словом к пастве отстаивая храмы.

Многие из репрессированных священнослужителей, прошедших лагеря и ссылки в конце 20-х и в начале 30-х годов, были расстреляны в 1937-1938 годах, когда троцкисты ставили своей задачей уже не раскол и ослабление Русской Православной Церкви, а ее полное уничтожение. Всесоюзная пере­пись 1937 года показала, что, несмотря на мощнейший идеологический прессинг и двадцать лет ре­прессий, народ Союза Советов в значительной части остался верующим. Этого власть не могла простить ни народу, ни Церкви. Вот характерный документ той эпохи, изданный под грифом "Строго сек­ретно": "от Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков) Центрального Комитета за № П51/94 2 июля 1937 года тов. Ежову, секретарям обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартий". Выписка из протокола № 51 заседания Политбюро ЦК: РЕШЕНИЕ от 2.07.37 г. 94. - Об антисоветских элементах:

" Послагатъ секретарям обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартий следующую телеграмму: "Заме­чено, что большая часть бывших кулаков и уголовников, высланных одно время из разных областей в северные и сибирские районы, а потом по истечении срока высылки вернувшихся в свои области, являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений, как в колхозах и совхозах, так и на транспорте и в некоторых отраслях промышленности".

Далее ЦК ВКП (б) предлагает всем секретарям областных и краевых органи­заций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД взять на учет всех возвратившихся на родину кулаков и уголовников с тем, что­бы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и расстреляны в порядке административного проведения их дел через «тройки», а остальные ме­нее активные, но все-же враждебные элементы были бы переписаны и высланы в районы по указанию НКВД. ЦК ВКП(б) предлагает в пятидневный срок предста­вить в ЦК состав «троек», а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество подлежащих высылке.

«... Перед органами государственной безопасности стоит задача - самым беспощадным образом разгромить всю эту банду антисоветских элементов ...и навсегда покончить с их подлой подрывной работой против основ Советского го­сударства. В соответствии с этим ПРИКАЗЫВАЮ: с 5 августа 1937г. во всех РЕСПУБЛИКАХ, КРАЯХ И ОБЛАСТЯХ НАЧАТЬ ОПЕРАЦИЮ ПО РЕПРЕССИРОВА­НИЮ БЫВШИХ КУЛАКОВ, АКТИВНЫХ АНТИСОВЕТСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И УГОЛОВ­НИКОВ». В Решении выделены контингенты, подлежащие репрессии: наиболее ак­тивные антисоветские элементы из бывших кулаков, карателей, бандитов, белых, сектантских активистов, церковников и прочих, которые содержатся сейчас в тюрь­мах, лагерях, трудовых поселках и колониях и продолжают вести там активную анти­советскую подрывную работу. "Операцию начать 5 августа 1937г. и закончить в 4-месячный срок. Народный Комиссар Внутренних Дел Союза ССР, Генеральный ко­миссар Государственной Безопасности Н. Ежов", (из газеты "Труд" за 1992 г. 4 ию­ня).[1]

Предписания четко претворялись в действие. Следственные дела не тянулись, так как необхо­димо было уложиться в плановые сроки, а список по разнарядке был составлен огромный, за четыре месяца до арестов. Начальство очень старалось. 1937-1939 г.г. были самыми трагическими для Святой Церкви. А «горьковские процессы «церковников» в 1937 году слыли самыми наибольшими и показа­тельными в ряду аналогичных, тем более что нити дел сходились к митрополиту Горьковской епархии Феофану (Тулякову), а затем к Патриарху Сергию.

Начинается фабрикация карательными органами фантастических по своим размерам контррево­люционных организаций, связывающих не только священнослужителей и мирян одной епархии, но и охватывающих различные регионы страны. В этой ситуации Русской Церкви оставался только один достойный путь — на Голгофу. "Кровь мучеников — семя Церкви", — говорил христианский апологет III века Тертуллиан. Реки мученической крови, пролитые в конце 30-х годов, не только переполнили чашу народного горя, но и явились залогом будущего восстания Церкви из пепла.

По воле Божьей сохранились свидетельства, которые позволяют узнать, что пришлось пережить на допросах заключенным в 1937-1939 годах. В это время практиковались "конвейер" — допрос в тече ние нескольких суток без сна, "стойка" — многодневный допрос без разрешения сидеть и избиения до тех пор, пока не были подписаны сфабрикованные следствием тексты свидетельств против себя и дру­гих. А если их не подписывали, то заключенных снова били. Часто ответы подписывались уже в тю­ремной больнице. Непрерывным допросом арестованные были доводимы до невменяемого состояния. У некоторых появлялись галлюцинации. Приговор выносился «тройкой» УНКВД заочно.[2]

Судьба человека решалась в считанные минуты — за один вечер порой рассматривались десятки и сотни дел.

Репрессии имели только 2 варианта: по II категории осужденного приговаривали к 8-10 годам ли­шения свободы, что чаще всего означало скорую смерть от непосильного лагерного труда, издева­тельств и голода, а I категория означала приговор к "высшей мере" наказания — расстрелу. Рас­стреливали чаще всего или сразу же, или на следующий день после вынесения приговора в тюрьмах или рядом с тюрьмами, лесистых местностях в стороне от дороги, в оврагах. Там же и хоронили или сбрасывали в реки, в болота. Точное место захоронения убиенных известно только Богу.

К декабрю 1937 г. органы НКВД уничтожили и сослали большую часть священнослужителей и мирян. В Горьковской области эту преступную работу возглавил начальник УНКВД И.Я. Лаврушин.[3] Он же ввел систему поголовного избиения арестованных.[4] Применялись всевозможные пытки, насколько хватало мрачной фантазии.

После всех этих преступных действий против своего народа вышло для исполнения постанов­ления СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 17 ноября 1938 г. об упразднении всех арестов, прокурорских надзо­ров и ведения следствий, "двойки" и "тройки" при НКВД были упразднены. ("Известия ЦК КПСС"1989 г. №10,С.80-82).

Из статьи А.Глузмана - председателя Горьковского областного суда, опубликованной в «Еже­месячном журнале Горьковской области» за 1937 г., №2,с.32., ясно видно, каких "специалистов" готови­ли каратели для уничтожения лучших людей страны. Читаем текст из «Ежемесячного журнала Горьков­ской области» за 1937 г.:"... Иметь всех народных судей с оконченным юридическим образованием -очень трудная задача ...Но есть среди следователей немало и таких, которые, окончив школу, за­няв место в судейском кресле или став прокурором, не стремятся к дальнейшему повышению своей квалификации". Ранее в статье перечисляется состав учащихся: ВКП(б) - 91,1%, а остальные беспар­тийные, из них 7,08% - члены ВЛКСМ. С 1934 г. функционирует правовая школа с годичным курсом обучения. Социальный состав: рабочих - 40%, крестьян -26,8%, служащих - 33,2%. С высшим об­разованием только 2,4%, средним - 8,7%, с неполным средним - 20,5%, с низшим - 68,4%. Далее на с.32 I "...Недавно был проведен диктант... Только три студента получили удовлетворительные оценки, а все остальные - "плохо" ...Не может стать судьей человек, не знающий русского языка, излагающий приговор неграмотно."

Изучение уголовных дел того времени доказывает истинность статьи А.Глузмана. Дальнейшие комментарии, после выше прочитанного, излишни.

В докладе председателя мандатной комиссии депутата Щербакова А.С., опубликованном в "Ежемесячном журнале Горьковской области" № 1 за 1938 г., звучат слова, что после выборов в Вер­ховный Совет СССР 1937 г. на одной из партийных конференций предлагается" обкому и всем партий­ным организациям оживить работу "Союза воинствующих безбожников" и добиться широкого развер­тывания антирелигиозной пропаганды". В докладе Молотова на XVIII съезде Коммунистической партии большевиков говорится о подъеме промышленного производства, и ко всему сказанному Молотов бро­сает в зал слова: .. служителей культа всех вероисповеданий, которых насчитывалось до 1917 года 3189 человек, в 1938 году осталось 859 человек. По этой части у нас сильное сокращение (общий смех в зале)».

Обращаясь к этому трагическому периоду жизни Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: "С благодарением Богу, воздавая честь и славу тем, кто искупил кровью отступничество и помрачение своих соотечественников, кто был верен до смерти, кто сохранил веру Христову в горниле испытаний, мы молимся святым угодникам Божиим, чтобы они укрепили и нас в нашем служении, чтобы Господь укрепил Святую Церковь и помог ей совершить духовное и нравствен­ное обновление нашего народа".[5]

P.S. В ссылках, тюрьмах и лагерях после 1917 г. пропали без вести миллионы граждан (точное число неизвестно): в пучине войн, революций и репрессий. Постепенно их имена возвращаются: изу­чаются архивные материалы, издаются Книги Памяти, Справочники

 

Первая мировая война, Февральская революция, Октябрьский переворот, преследования свя­щеннослужителей большевиками - всё это препятствовало сбору полных сведений о священно­служителях и церковнослужителях Нижегородской епархии в период этих трудных для нашей страны десятилетий. Крохотные данные были заимствованы из архивных источников, периодических изданий, семейных документов и современных источников.

 

При изучении архивных документов периода 1920-1955 г.г. кроме священно- и церковнослужителей часто встречаются фамилии и имена лишенных избирательных прав (подвергнувшихся политическим репрессиям) простых людей, а иногда и целых семей.

Например, в « Списке граждан, лишенных права избирателя согласно Конституции Р.С.Ф.С.Р. по 6-му Аржановскому сельскому совету Смольковской волости Городецкого уезда», сост. 23.12.1925 г.[6] указаны следующие лица:

Надежин Николай Павлович, с. Иконниково, 51 год, служитель религиозного культа, священник

Беляев Михаил Григорьевич, с. Иконниково,  32 года, служитель религиозного культа, дьякон

Введенский Владимир Константинович, с. Иконниково, 23 года, служитель религиозного культа, псаломщик

   ниже ещё приписаны Беляева Мария и Надежина Екатерина

 

В 1928—1929 годах в стране началась коллективизация. Крепкие хозяева (кулаки) по своей природе были экономически свободные товаропроизводители, они не вписывались в рамки административного регламентирования экономики. Руководство на местах нажимало на таких крепких хозяев, опираясь на широкую бедняцкую массу, подвергая их репрессиям (аресты, судебные процессы). Такое постановление было принято в январе 1928 года. Человека лишали избирательного права (лишенцы) и раскулачивали — конфисковывали имущество, лишали свободы.

С февраля 1930 года законом были запрещены земельная аренда и наемный труд. На местах репрессии осуществляли секретари и активисты парторганизаций, работники исполкомов Советов, энтузиасты-коллективизаторы. «Критерии» признаков кулацких хозяйств: наличие мельницы, крупорушки, маслобойни (с механическим двигателем); систематическая сдача в наем сельхозмашин с механическим двигателем; сдача в наем оборудованных помещений под жилье или предприятие; занятие торговлей, ростовщичеством.

Если хозяйство обладало хотя бы одним из перечисленных признаков и имело доход на едока 300 руб. в год, его относили к кулацкому. В феврале — марте 1930 года началось массовое раскулачивание.

Все лица, использовавшие наёмный труд для каких-либо целей, вносились в специальные списки, так же как и служители религиозного культа, единоличники и просто нежелающие вступать в колхозы.

Так в «Алфавитной книге на лиц, лишенных избирательных прав», 1928 г.[7] присутствуют следующие люди:

   л.30об - Введенский Б.К. (так записано), 2-й Гурьевский сельсовет Смольковской волости, лишен с 1928 г., прибег к наёмному труду

   л.30об - Ваганов Г.Я и Ваганов М.Я, 5-й Мошковский сельсовет  Смольковской волости, лишены с 1928 г., прибегли к наёмному труду

   л.39об - Грачёв В.П., Грачёва Анисья Фёд., Грачёв Алексей Васильевич, Грачёва Мария Васильевна, 2-й Гурьевский сельсовет Смольковской волости, лишены с 1928 г., прибегли к наёмному труду

   л.66об - Родионов Г.Р., Ретивов В.Ф., Рябинин П.М., 6-й Аржановский сельсовет Смольковской волости, лишены с 1928 г., прибегли к наёмному труду

 

Единоличники и их семьи представлены в «Похозяйственной книге № 4 единоличников Гурьевского сельского совета на 1934 год» (начало 1934 г., окончание 1934 г.)[8] , дер. Клепиковка (точнее  д.б. Кляпиковка)

л.1об-2 Плехановы – 7 семей, Новожиловы – 3 семьи, Долгополовы - 1 семья, Смирновы - 1 семья

л.25об-26 Баусов Григорий Михайлович

                          Баусова Анастасия, сноха

                        Баусова Прасковья, дочь

                            Баусова Татьяна, внучка

                            Баусова Евдокия, внучка

                            Баусова Анисья, внучка

                            Баусов Яков, внук

 

Единоличники и их семьи представлены так же и в «Похозяйственной книге № 6 единоличников Гурьевского сельского совета на 1934 год»[9] , дер. Сватково, Горенки, Безводное, Прокофьево, Беляево, Устимиха, Сорвачево, Уланово за 1934 год.

Сватково - Александров Степан, середняк

Горенки - Бурова Евдокия и её три сына; Власов Сергей Ефимович с женой, братом и дочерью

Безводное - Смирнов Григорий Яковлевич с женой; Смирнов Алексей Яковлевич с женой

Прокофьево - Сиденин Петр Степанович; Ворожейкин Евграф с женой и четырьмя сыновьями 1918-1927 г.р.; Сиденина Мария Фёдоровна

Милеево - Кустов Фёдор Григорьевич, 1897 г.р.; Мухина Анастасия, Волкова Анна

Санниково - Белов Степан; Шилова Наталья

Устимиха - Шумилов Григорий С. с женой, рабочий; Шумилова Матрёна с сыном; Шумилова Пелагея М. с мужем, двумя сыновьями и двумя дочерьми; Шумилов Семён с женой; Чебунькина Мария Степановна с Чебунькиной Аксиньей и двумя сыновьями

Сорвачево - Каленов Исаак с дочерью

Попово - Романова Татьяна с сыном

Оленево - Волков Владимир; Долгополов Павел Петрович

 

В «Списке лиц, лишенных избирательных прав по Городецкому району Горьковского края»[10] в списке по Аржановскому сельсовету, опубликованном в газете «Городецкая Правда» от 1935 г., но без даты, и  вклеенном в обложку совершенно другого архивного дела, имеются фамилии людей, ранее уже подвергавшихся политическим гонениям:

Надежин Н.П. и Надежина Е.Е., Введенский В.К. и Введенская А.П.

 

В 1995 году Комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Нижегородской области приняла решение о создании базы данных на репрессированных и подготовки к изданию Книги Памяти жертв Сталинского режима. Предполагалось издать 5 томов.

В Книгу были включены данные о жителях Горьковской области, осуждённых или находившихся под следствием по “политическим” статьям в период 1930-1950-х годов. Среди них оказались и наши земляки, люди самого разного социального происхождения: крестьяне-единоличники, бывшие священники и купцы, советские служащие, инженеры, рабочие и колхозники.

Активные репрессии против крестьян-единоличников начались с 1930 года, в связи с проведением коллективизации, и растянулись до конца 30-х годов. Но если вначале дела против них ограничивались временными арестами, то с 1935 года большинство дел завершалось обвинительными приговорами.

Проанализировав скорбный список уроженцев и жителей Городецкого района, можно сделать основной вывод, что репрессиям подвергались все социальные группы. Можно смело утверждать, что больше пострадало крестьян-единоличников, чем тех, кто был в колхозах. Не обошла стороной 58 статья и рабочих. Кроме этого, вырисовывается и такой социальный пласт, как кустари. Репрессированы также были и представители интеллигенции, служащие. И, конечно же, во время репрессий пострадали священнослужители, причём в большинстве из старообрядческих церквей и общин. Это, прежде всего, говорит о специфике вероисповедания Городецкого района. За короткий промежуток времени церковный округ был полностью обезглавлен. Только в 1937 году репрессировано 24 служителя культа, «обезврежено» две группы. При этом, заметно, что зачастую прослеживается какая-то система: например, в Кладбищенской церкви г. Городца были арестованы дьякон, староста церкви и монахиня. Но в то же время обращает на себя внимание тот факт, что мастера кровавых дел настолько спешили и так были загружены своей работой, что даже не заметили очевидной несуразности: священник из церкви села Иконниково оказался в одной церковно-кулацкой группе, а дьякон этой же церкви — в другой… Впрочем, кого волновали такие «мелочи»? Люди были исходным материалом, сырьём для выполнения разнарядок свыше.

Изучая скорбный список, в частности, Городецкого района, можно сделать вывод, что женщин привлекалось к ответственности гораздо меньше, чем мужчин. Но случалось и так, что за арестом одного из членов семьи следовал арест другого.

Высшая мера наказания — такой приговор прозвучал для 5-х уроженцев или жителей  нашей местности. 1 человек, получив срок, умер в заключении. Крайне редко дела прекращались. Но не встретилось ни одного случая, когда приговор пересматривался в отношении приговоренного к ВМН.

Как жили эти люди в заключении, каков был их быт, чем они занимались, кто их окружал, кто был кем и что давало им силы выжить — к сожалению, об этом мы мало что знаем.

В последующем списке Вам представлены уроженцы и жители нашей местности, а также её уроженцы, проживавшие в момент ареста в Горьком или других районах нашей области и страны.[11]

Список основных сокращений
водздрав – отдел здравоохранения водного транспорта
ГоГРЭС – Горьковская государственная районная электростанция
г.р. – год рождения
ВМН – высшая мера наказания
ИТД – исправительно-трудовой дом
ИТЛ – исправительно-трудовой лагерь
ГУЛАГ – главное управление лагерей
лиш. св. – лишение свободы
нах. под арестом – находился под арестом
НКВД – Народный комиссариат внутренних дел
п.п – поражение в правах

 

Список репрессированных граждан,

уроженцев и жителей

Вяловского, Гурьевского, Мошковского

и частично Аржановского сельсоветов

 

Беляев Михаил Григорьевич. Священник Казанской Церкви с. Воронино Балахнинского района. С 1893 г.р., уроженец с. Скоробогатово Ковернинского района, житель с. Воронино Балахнинского района, священник. Арестован 28.09.1937 г., приговорен «тройкой» к ВМН. Расстрелян 04.11.1937 г. (Книга Памяти, т.2, с.159.) - В более ранние годы диакон церкви с. Иконниково.

Богданов Алексей Харитонович, 1905 г.р., уроженец и житель дер. Степеиха (?) Городецкого района, заведующий магазином Гурьевского СельПО. Арестован 28.09.1939. Приговорён областным судом 03.08.1940 к 4 годам ИТЛ, 3 годам п.п.

Валова (Кундрат) Леония Яковлевна, 1895 г.р., уроженка усадьбы Пургули Бауского уезда Курляндской губернии, жительница г. Городца, секретарь Ковровского мехлесопункта «ГорЛесСтроя». Арестована 05.12.1937. Приговорена особым совещанием к 10 годам ИТЛ. В январе 1940 года срок снижен до 5 лет. Освобождена в 1946 году.

Введенский Владимир Константинович, 1901 г.р., уроженец с. Скородум, житель с. Иконниково Городецкого района, дьякон церкви. В 1937 году приговорён “тройкой” к 10 годам ИТЛ. Срок снижен до 5 лет. В 1951 году приговорён Особым совещанием по Обв. 7-35 к ссылке на поселение в Джамбульскую обл. Каз. СССР. Освобождён в 1958 году. (Книга Памяти, т.1, с.110.)

Его отец - Введенский Константин Алексеевич. Священник Тихоновской Церкви с. Скородум Балахнинского уезда. С 1874 г.р., из духовного звания. В 1899 г. окончил НДС по 2-му разр. После октябрьского переворота священник с. Слышково, проживал в с. Бриляково Балахнинск.уез. Книга Памяти: С 1872 г.р., уроженец с. Лысково, житель с. Спасское Семеновского р-на, священник Церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Арестован 09.02.1933 г. Приговорен «тройкой» 15.03.1933 г. к 3 г. концлаг. В 1937 г. – житель с. Спасское Линдовского р-на, священник. Вновь арестован 13.11.1937 г. Приговорен «тройкой» 17.12. 1937 г. к ВМН. Расстрелян 03.01.1938 г. (ф.1016, оп.1, ед.хр.25, 60 за 1919 г., 1922 г., Книга Памяти, т.З, с.207)

Горохов Михаил Иванович, 1904 г.р., уроженец дер. Желтиково Городецкого района, красноармеец 6-й запасной стрелковой бригады. До мобилизации в РККА в ноябре 1941 года — житель д. Караиха, кондуктор узкоколейной железной дороги Ковровского мехлесопункта. Арестован 11.12.1941. Приговорён военным трибуналом 16-й Литовской дивизии 12.05.1942 к ВМН. Приговор заменен годом ИТЛ и 5 годами п.п.

Дубов Иван Михайлович, 1884 г.р., уроженец дер. Мокеиха, Бaлaxнинcкого  yeзда; Пpoживaл: Бaлaxнинcкий yeзд, c. Bacилeвo. Счeтoвoд  Гopoдeцкoгo  лecничecтвa. Apecтoвaн в 1920 г. Пpигoвopeн: Hижeгopoдcкaя гyбepнcкaя ЧК, oбв.: pacпpocтpaнeниe aфиш к/p coдepжaния. Пpигoвop: к 6 мec. coдepжaния в лaгepe пpинyдитeльныx paбoт

Каширин Алексей Тимофеевич, 1887 г.р., уроженец и житель дер. Пустошь Городецкого района, колхозник. Apecтoвaн в 1936 г. В 1936 году oбв.: 58-10 ч.1, приговорён краевым судом к 2 годам лишения свободы, 1 году п.п.

Колчин Владимир Михайлович, 1903 г.р.,  уроженец с. Иконниково Гоpoдeцкого p-на; pyccкий; cтaтиcтик вaгoннoгo дeпo Чepнopaмeнcкoгo тopфoтpecтa. Пpoживaл: г. Бaлaxна. Apecтoвaн 7 фeвpaля 1935 г. Приговорён Особым совещанием 19 июня 1935 г., oбвинение по ст. 58-10-11, приговорён к 2 годам ИTЛ.

Колчин Михаил (Малахия) Артемьевич. Протодиакон, житель с. Б. Козино Балахнинского района. С 1 янв.1875 г.р., из крестьян, уроженец с. Филоново Балахнинского уезда. В 1937 г. приговорен «тройкой» к 10 г. ИТЛ. Ранее диакон с. Городца в Троицкой Церкви. В 1891 г. выбыл из 3-го класса Балахнинского городского училища за неимением средств. До поступления на Епархиальную службу служил писцом в Балахнинского городской управе. 11 авг. 1902 г. принят в духовное звание; посвящен в стихарь. Перемещен псаломщиком в с. Иконниково Балахнинского уезда. В 1906 г. выдержал экзамены на диакона. 23 мая 1906 г. рукоположен в сан диакона к Богородице-Рождественской Церкви с. Богородское Горбатовского уезда. В 1909 г. перемещен к Троицкой Церкви с. Городец. Жена - Мария Алексан. (1876 г.р. 22 мая), дети их: Татьяна (1898 г.р.), Николай (1899 г.p. 30 апр.), Анна (1901 г.р. 11 окт.), Владимир (1903 г.р. 22 июня), Сергей (1910 г.р. 28 марта), Валентина (1912 г.р.). (Книга Памяти, т.1, с.226, ф.570, оп.559, ед.хр.73,101 за 1915 г., 1916 г., ф.1016, оп.1, ед.хр.18 за 1919 г.) - В более ранние годы псаломщик церкви с. Иконниково, отец Колчина Владимира Михайловича.

Косарев Маркел Иванович, 1902 г.р., уроженец дер. Гоголино Сокольского района. Житель Волжского склада Ковровского мехлесопункта, пильщик-грузчик склада. Арестован 08.07.1941. Приговорён областным судом 29.11.1941 к 10 годам ИТЛ и 5 годам п.п.

Лебедев Михаил Иванович, 1883 г.р., уроженец дер. Желтиково, житель г. Городца, плотник. В 1937 году oбв.: 58-10 ч.1. “тройкой” приговорён к расстрелу. Расстрелян 20.01.1938.

Малышев Иван Васильевич, 1880 г.р., уроженец и житель дер. Гурьево Городецкого района, крестьянин-единоличник. Арестован 08.03.1930. . Обв.: 58-10 ч.1 Приговорён “тройкой” 10.06.1930 к 3 годам концлагеря.

Надежин Николай Павлович, 1875 г.р., уроженец с. Подолец, житель с. Иконниково Городецкого района, священник. Арестован 24.10.1937. Приговорён “тройкой” 28.10.1937 к 10 годам ИТЛ. Умер в больнице ОМЗ УНКВД 20.08.1938.

Надежин Николай Павлович. Священник Церкви Преображенской Церкви с. Иконниково Балахнинск.уез. С1875 г.р., сын священника о. Павла Надежина Понетаевской часовни г. Н.Нов-города. Вышел из 1-го класса НДС. Жена - Екатерина Евген. (1875 г.р.), дети их: Евгений (1904 г.р.), Александр (1906 г.р.). В 1915 г. награжден скуфьёй. Книга Памяти: С 1875 г.р., уроженец с. Подолец Балахнинск. уезда, житель с. Иконниково Городецкого р-на, священник. Арестован 24.10.1937 г. Приговорен «тройкой» 28.10.1937 г. к 10 г. ИТЛ. Умер в больнице ОМЗ УНКВД 20.08.1938 г. (Книга Памяти, т.6, с.278, ф.570, оп.559, ед.хр.134 за 1900 г., ф.1016, оп.2, ед.хр.163 за 1921 г., оп.1 ед.хр.60 за 1922 г.)

Более подробно об истории семьи священнослужителей Надежиных Вы можете узнать посетив страницу священнослужители Надежины

Покровский Константин Васильевич. Священник Преображенской Церкви с. Николо-Погост Городецкого района (Балахнинского уезда). Рукоположен в сан иерея в сент.1937 г. Ранее - псаломщик с. Хвощевка Павловского уезда. С 1896 г.р., уроженец дер. Солонихи Васильсурского уезда, сын псаломщика с. Иконникова. Обучался в Нижегородском Духовном.училище. Книга Памяти: Житель с. Николо-Погоста Балахнинского уезда, протодиакон. Арестован 16.09.1937 г. 28 окт. 1937 г. приговорен «тройкой» к ВМН. Расстрелян 4.11.1937 г. В сент. 1937 г. митрополит Горьковский Феофан (Туляков) наложил на протодиакона Покровского Константина Васил. сан священника. («Мученики и исповедники Российской Православной Церкви», с.190, Книга Памяти, т.2, с.544, ф.1016, оп.2, ед.хр.181 за 1922 г.)

Полозков Василий Егорович. Диакон Казанской Церкви с. Воронино Балахнинского района (Семеновского уезда). Житель д. Пакостиха Балахнинского района. С 1877 г.р., уроженец д. Погуляйки Городецкого района. Арестован 18.10.1937 г. Приговорен «тройкой» к ВМН. Расстрелян 04.11.1937 г. (Книга Памяти, т.2, с.546.)

Редозубов Ксенофонт Ильич, 1899 г.р., уроженец и житель дер. Малые Лубянки Городецкого района, счетовод колхоза «Заветы Ильича». Арестован 28.08.1937. Обв.: a/c aгитaция. Приговорён “тройкой” 08.09.1937 к 10 годам ИТЛ.

Рыжухин Николай Иванович, 1891 г.р., уроженец и житель дер. Пустошь Городецкого района, кузнец колхоза «Победа». Арестован 27.06.1941. Обв.: 58-10 ч.2 Приговорён областным судом 29.11.1941 к 10 годам ИТЛ, 5 годам п.п.

Сафронов Александр Васильевич, 1874 г.р., уроженец и житель дер. Пустошь Городецкого района, колхозник. В 1936 году приговорён краевым судом, oбв.: 58-10 ч.1,  к 5 годам лишения свободы, 3 годам п.п.

Сергиевский Сергей Иванович, 1891 г.р., уроженец с. Иконниково Городецкого района, житель с. Николо-Погост, священник Спасопреображенской церкви. Арестован 05.08.1937. Обвинение - к/p цepк. гpyппa и антисоветская агитация Статья ст.58-10-11 УК РСФСР. Приговорён “тройкой” при УНКВД 27.08.1937 к ВМН. Расстрелян 03.09.1937 в г. Горький. Реабилитирован 27.12.1973 г. Президиумом Горьковского облсуда, по году репрессий 1937 г. Заявители: Уточкина Галина Сергеевна, дочь

Сергиевский С.И. был «вторым священником в Погостинском храме. Приехал он с женой Марией Андреевной (1896 г. р.) в Погост из села Иконникова Балахнинского района в 20-е годы. 28 августа» вместе с другими священнослужителями был арестован и Сергиевский Сергей Иванович

Все арестованные священнослужители - Сергиевский Сергей Иванович, (Вязовский Владимир Александрович, Пряхин Николай Алексеевич, Белякин Дмитрий Степанович, Покровский Константин Васильевич — на следствии держались достойно. Никто из них не вернулся домой, все пятеро расстреляны. Реабилитированы (посмертно) служители культа Николо-Погостинского храма в 1992 году.

Сергиевский Сергей Иванович родился в 1891 году в селе Иконникове. В молодости работал бухгалтером на валяносапожной фабрике (теперь санаторий «Городецкий»), потом окончил курс Нижегородской духовной семинарии, с 20-х годов был священником в Николо-Погосте. Жена, Сергиевская Мария Андреевна, 1896 года рождения, учительствовала в Чернолесской пустыни. Родилась в г. Ревеле в семье офицера. У четы Сергиевских было двое детей: сын Евгений Сергеевич (1921 г. р.) и дочь Галина Сергеевна (1929 г. р.).

После ареста служителей культа 28 августа 1937 года Мария Андреевна продала дом в Николо-Погосте и, уплатив установленный на хозяйство большой налог, переехала с детьми в Балахну. Жить пришлось в одной комнате с другой семьей. Мария Андреевна не могла устроиться на работу учительницей в школу. Ее не брали на работу, ей отказывали — жена священника не имела права работать с детьми. После долгих хождений в гороно, когда уже не было никакой надежды на работу, Мария Андреевна написала в Москву письмо М. И. Калинину и отправила его с проводницей поезда. Письмо возымело действие. Вскоре работники гороно предложили ей работу в нескольких школах Балахны. Мария Андреевна выбрала школу № 5, в ней и учительствовала до пенсии.

Сын Сергея Ивановича и Марии Андреевны, Евгений Сергеевич, окончил Воткинское пехотное училище с отличием в звании лейтенанта. Воевал на Курской дуге, погиб 2 сентября 1943 года. Награжден (посмертно) орденом Отечественной войны I степени. Награду вручили Марии Андреевне в райвоенкомате вскоре после гибели сына.

Выйдя на пенсию, М. А. Сергиевская переехала в 1964 году в г. Заволжье к своей дочери, Галине Сергеевне, и зятю, Александру Андреевичу Уточкину (в Заволжье с 1952 г.), помогала воспитывать внуков — Сергея и Юрия. Умерла Мария Андреевна 10 апреля 1979 года. Похоронена в Заволжье рядом с зятем Александром Андреевичем.

У Галины Сергеевны Уточкиной (на момент написания книги) сын Сергей умер 24 ноября 1998 года. У него два сына — Константин и Евгений. Сын Юрий Александрович работает тренером на стадионе. Жена, Татьяна Ивановна, с дочерью Еленой (учится в институте) работают на Заволжском моторном заводе.[12]

Его отец - Сергиевский Иван Петрович. Диакон Преображенской Церкви с. Иконниково Балахнинского уез.  С 1858 г.р., сын священника. Окончил Городск.учил. Жена - Мария Никол. (1870 г.р.), дети их: Алексан­дра (1887 г.р., замужем за Лузиным), Михаил (1888 г.р., учился), Сергей (1891 г.р., военный), Антонина (1893 г.р., училась), Ксенофонт (1895 г.р.), Аполлинария (1898 г.р.), Серафима (1900 г.р.), Елена (1904 г.р.), Алексей (1906 г.р.), Петр (1907 г.р.), Наталья (1909 г.р.). Прослужил в этом приходе 33 года. умер 30 дек. 1919 г. Ф.570, оп.559, ед.хр.131 за 1916 г., Ф.1016, оп.2, ед.хр.181 за 1922 г.

Сын о. Сергия, Евгений Сергеевич Сергиевский, похоронен на кладбище деревни Михайловка Полтавской области.; Дочь о. Сергия, Галина Сергеевна, 1929 г.р.

Сергиевский Сергей Иванович. Священник Христо-Рождественской Церкви с. Васильев Враг Арзамасского уезда. С 1891 г.р., сын умершего в 1919 г. диакона с. Иконниково Балахнинского уезда. Окончил 4 класса Нижегородского Духовного училища. Три года служил псаломщиком при Кутаисовском приюте. Определен диаконом в с. Иконниково Балахнинского уезда. До октябрьского переворота служил на фронте. После октябрьского переворота мобилизован на два года в Красную армию. Далее в архиве имеется прошение в Епархиальный Совет от диакона о. Сергия посвятить его в сан священника с определением на место умершего тестя протоиерея о. Андрея Смирнова к Тихоновской Церкви с. Скородум Балахнинского уезда. 20 марта 1922 г. епископом Варнавой (Беляев, 1920-1922 г.г.) рукоположен в сан священника к Успенской Церкви Нижегородского Печерского монастыря. В 1926 г. служил в Христо-Рождественской Церкви с. Васильев Враг Арзамасского уезда Жена - Мария Андр. (1896 г.р., учительница, дочь протоиерея о. Андрея Смирнова с. Скородум). Книга Памяти: Житель с. Николо-Погост, священник Спасо-Преображенской Церкви. Арестован 05.08.1937 г. Приговорен «тройкой» 27.08.1937 г. к ВМН. Расстрелян 03.09.1937 г. (Книга Памяти, т.4, с.436, ф.570, оп.559, ед.хр.70 за 1915 г., ф.1016, оп.2, ед.хр.163, 181 за 1921 г., 1922 г., оп.1, ед.хр.60 за 1922 г. АГАНО ф.459, оп.1, ед.хр.44, 91 за 1926 г.)

Соловьёв Михаил Егорович, 1886 г.р., уроженец дер. Абрамиха, житель дер. Бодуйлово Городецкого района, колхозник. В 1936 году приговорён краевым судом к 3 годам лишения свободы, 2 годам п.п.

Спицын Андрей Степанович, 1860 г.р., уроженец дер. Поповка, житель г. Городца, без определённых занятий. В1930 году находился под арестом 1 месяц.

Таланов Степан Емельянович, 1903 г.р., уроженец и житель дер. Коверзино Городецкого района, заведующий лабораторией колхоза. В 1936 году приговорён спецколлегией Горьковского краевого суда к 2 годам лишения свободы.

Трубников Степан Павлович, 1882 г.р., уроженец дер. Бледны, житель г. Городца, официант Городецкого пивного ПродТреста. Арестован 27.12.1934. Приговорён особым совещанием 20.03.1935 к 5 годам ИТЛ.

Фадеев Пётр Иванович, 1900 г.р., уроженец дер. Воронино Городецкого района. До мобилизации в РККА в августе 1941 года — строитель Ковровского мехлесопункта. Красноармеец 1-го батальона 949-го стрелкового полка 259-й стрелковой дивизии. Арестован 04.02.1942. Приговорён военным трибуналом 34-й армии 14.02.1942 к ВМН. Расстрелян 18.04.1942.

Чебунькин Константин Алексеевич, 1870 г.р., уроженец и житель дер. Гурьево Городецкого района, колхозник. Арестован 28.08.1937. Обв.: к/p aгитaция. Приговорён “тройкой” 08.09.1937 к ВМН. Расстрелян 14.09.1937.

Чебунькин Михаил Константинович,1908 г.р., уроженец и житель дер. Гурьево Городецкого района, старший счетовод колхоза «Победа». Сын К. А. Чебунькина. Арестован 05.06.1936. Обв.: 58-10 ч.1, к/p aгитaция. Приговорён краевым судом 25.08.1936 к 5 годам лишения свободы, 3 годам п.п.

Члeны кoлxoзa «Пoбeдa» Гopoдeцкoгo paйoнa Coлoвьeв и Чeбyнькин вeли cpeди кoлxoзникoв кoнтppeвoлюциoннyю aгитaцию: «Кoлxoзы нeжизнeнны, oни cкopo pacпaдyтcя. Hap[oд] [в] кoлxoзax бyдeт cидeть гoлoдным. Eдинoличнoe xoзяйcтвo былo peнтaбeльнee. B eдинoличнoм xoзяйcтвe вceм жилocь xopoшo и вceгo былo мнoгo, a пpи coвeтcкoм кoлxoзнoм cтpoe нe жизнь, a мyчeньe. Cтaxaнoвcкиe мeтoды в кoлxoзe зaгoнят в гpoб и cнимyт пocлeднюю pyбaшкy».

Coлoвьeв и Чeбyнькин ocyждeны к 5 гoдaм лишeния cвoбoды кaждый.

 

Как видно из изложенного выше, некоторые из этих людей и члены их семей ранее уже были лишены избирательных прав, т.е. подверглись политическим репрессиям.

 

Кроме этих людей, непосредственных уроженцев и жителей нашей округи, в представленный выше список репрессированных уместно добавить и тех людей, которые волею судеб оказались в наших краях в числе работников Ковровского мехлесопункта и пострадавших от политических репрессий:

Абдурахманов Рашид, 1893 г.р., уроженец дер. Токлук Судакского района Крымской области, житель пос. Октябрьский Городецкого района, заточник пил Ковровского лесопункта Городецкого леспромхоза. В мае 1944 года по постановлению правительства выслан из Крыма в Горьковскую область. Арестован 09.04.1945, приговорён областным судом 07.12.1945 к 8 годам ИТЛ, 3 годам п.п.

Гришко Петр Иосифович, родился в 1920 г., Пинская обл., Пинский р-н, дер. Сошна; поляк; трудмобилизованный, грузчик Ковровского мехлесопункта Балахнинского бумкомбината. Проживал: Городецкий р-н, ст. Рязанка. Арестован 29 мая 1945 г. Приговорён областным судом 27 сентября 1945 г. по обвинению по ст. 58-10 ч.2. к 5 г. лиш. св., 3 г. п/п. Источник: Книга памяти  Нижегородской обл. Номер дела: 21465-21467

Колб Серафим Яковлевич, родился в 1914 г., Пинская обл., Пинский р-н, дер. Лимпишевичи; белорус; трудмобилизованный, грузчик Ковровского мехлесопункта Балахнинского бумкомбината. Проживал: Городецкий р-н, ст. Рязанка. Арестован 29 мая 1945 г. Приговорён областным судом 15 декабря 1945 г. по обвинению по ст. 58-10 ч.2. к 5 г. ИТЛ, 3 г. п/п. Источник: Книга памяти Нижегородской обл. Номер дела: 21465-21467

Ксендзов Василий Федорович, родился в 1908 г., Смоленская обл., Починковский р-н, дер. Барановка; русский; трудмобилизованный, грузчик Ковровского мехлесопункта Балахнинского бумкомбината. Проживал: Городецкий р-н, ст. Рязанка. Арестован 29 мая 1945 г. Приговорён областным судом 27 сентября 1945 г. по обвинению по ст. 58-3, ст. 58-10 ч.2. к 10 г. лиш. св., 3 г. п/п. Источник: Книга памяти Нижегородской обл., Номер дела: 21465-21467

Кульбеда Зиновий Данилович, родился в 1922 г., Пинская обл., Ивановский р-н, дер. М.Мотоль; белорус; трудмобилизованный, грузчик Ковровского мехлесопункта Балахнинского бумкомбината. Проживал: Городецкий р-н, ст. Рязанка. Арестован 12 мая 1945 г. Приговорён областным судом 27 сентября 1945 г. по обвинению по ст. 58-10 ч.2. к 7 г. лиш. св., 3 г. п/п. Источник: Книга памяти Нижегородской обл., Номер дела: 21465-21467

Лукашевич Степан Васильевич, родился в 1910 г., Пинская обл., Ивановский р-н, д. М. Мотоль; белорус; трудмобилизованный, грузчик Ковровского мехлесопункта Балахнинского бумкомбината. Проживал: Городецкий р-н, ст. Рязанка. Арестован 11 мая 1945 г. Приговорён областным судом 27 сентября 1945 г. по обвинению по ст. 58-3. к 10 г. лиш. св., 3 г. п/п. Источник: Книга памяти Нижегородской обл. Номер дела: 21465-21467

Пальто Николай Константинович, родился в 1910 г., Пинская обл., Ивановский р-н, дер. М. Мотоль; белорус; трудмобилизованный, бригадир грузчиков Ковровского мехлесопункта Балахнинского бумкомбината. Проживал: Городецкий р-н, ст. Рязанка. Арестован 11 мая 1945 г. Приговорён областным судом 27 сентября 1945 г. по обвинению по ст. 58-10 ч.2. к 8 годам, 3 г. п/п. Источник: Книга памяти Нижегородской обл., Номер дела: 21465-21467

Патлаков Али, 1892 г.р., уроженец дер. Маракташ Судаковского района Крымской АССР, житель посёлка Октябрьский Городецкого района, рабочий Ковровского мехлесопункта. С 1944 года под арестом 11 мес.

Румак Иосиф Николаевич, родился в 1909 г., Львовская обл., г. Самбор; грузчик Ковровского мехлесопункта. Проживал: Городецкий р-н, пос. Рязанка. Приговорён областным судом  по обвинению по ст. 58-10 ч.1. к 7 г. лиш. св., 5 г. п/п. Источник: Книга памяти Нижегородской обл., Номер дела: 5978

Сидорчук Сергей Павлович, родился в 1922 г., Пинская обл., Жабчицкий р-н, дер. Торгашицы; белорус; трудмобилизованный, грузчик Ковровского мехлесопункта Балахнинского бумкомбината. Проживал: Городецкий р-н, ст. Рязанка. Арестован 29 мая 1945 г. Приговорён областным судом 27 сентября 1945 г. по обвинению по ст. 58-3, ст. 58-10 ч.2. к 10 г.  лиш. св., 3 г. п/п.  Источник: Книга памяти Нижегородской обл., Номер дела: 21465-21467

Хлебус Яков Николаевич, родился в 1913 г., Пинская обл., Пинский р-н, дер. Рудавин; белорус; трудмобилизованный, грузчик Ковровского мехлесопункта Балахнинского бумкомбината. Проживал: Городецкий р-н, ст. Рязанка. Арестован 29 мая 1945 г. Приговорён областным судом 15 декабря 1945 г. по обвинению по ст. 58-10 ч.2. к 6 г. ИТЛ, 3 г. п/п. Источник: Книга памяти Нижегородской обл., Номер дела: 21465-21467


[1] В 1939 г. Ежова Н., попавшего под им же раскрученное колесо репрессий, расстреливают, его сменяет Лаврентий Берия.
[2] «Забвению не подлежит», с.268, игумен Дамаскин (Орловский).
[3] Лаврушин И.Я. арестован 3 декабря 1938 г. 7 января 1940 г. Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его к расстрелу. В суде Лаврушин И.Я. признал себя виновным в том, что УНКВД Горьковской области име­ли место извращенные методы следствия и незаконные аресты невинных граждан, (см п.д. №308), ГАНО, ф.2209, оп.З, е.хр.7462 л.41-42).
[4] «Забвению не подлежит»,с.258, игумен Дамаскин (Орловский).
[5] «Справочный материал по священнослужителям и церковнослужителям Нижегородской епархии в период 1916-1939 гг.», М. В. Циркулёва, Н.Новгород, 2011
[6]  ГКУ ГАНО, г. Балахна, ф.Р- 275 «Исполком Аржановского сельского совета депутатов трудящихся»  оп.1 е.хр.3 « Список граждан, лишенных права избирателя согласно Конституции Р.С.Ф.С.Р. по 6-му Аржановскому сельскому совету Смольковской волости Городецкого уезда», сост. 23.12.1925 г.
[7] ГКУ ГАНО, г. Балахна, ф.Р-106 оп.2 е.хр.2 «Алфавитная книга на лиц, лишенных избирательных прав», 1928 г.
[8] ГКУ ГАНО, г. Балахна, ф.Р-556 Исполком Гурьевского сельсовета оп. 1 е.хр.7 «Похозяйственная книга № 4 единоличников Гурьевского сельского совета на 1934 год» (начало 1934 г., окончено 1934 г.)
[9] ГКУ ГАНО, г. Балахна, ф.Р-556 Исполком Гурьевского сельсовета оп. 1 е.хр.6 «Похозяйственная книга № 6 единоличников Гурьевского сельского совета на 1934 год», дер. Сватково, Горенки, Безводное, Прокофьево, Беляево, Устимиха, Сорвачево, Уланово за 1934 год.
[10]  ГКУ ГАНО, г. Балахна, ф.Р-34 оп.1 е.хр.240 «Протоколы заседаний пленума и президиума Гурьевского сельсовета», начато 10.07.1935 г.
[11] «Книга Памяти жертв политических репрессий в Нижегородской области»: М.Ю. Гусев, В.И. Жильцов, В.В. Смирнов, В.А. Харламов, С.М. Шимоволос.
[12] Г. Крекова, Николо-Погост: История именитого села Нижегородского Поволжья. Книга первая. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003.— 224 с.