©2010-2019 Григорий Горохов

История происхождения названия

Аксентис

довольно запутанная.

Точного происхождения его никто не знает: кто-то говорит, что оно произошло от имени какого-то местного жителя по имени Аксентий, жившего в этом месте и чем-то прославившегося, кто-то говорит, что его придумали при образовании посёлка в 30-60-е годы ХХ века, кто-то считает иначе.

 На этом сайте приведена своя версия возникновения этого названия, подкреплённая историческими фактами.

 

Сайт защищён законом РФ
«Об авторском праве и смежных правах» и является собственностью издателя (автора).
Все материалы размещены исключительно с ознакомительной целью и их копирование возможно только с письменного разрешения собственника!
При использовании материалов сайта ссылка на сайты
и
и их автора обязательна!!!
Все рекламные материалы размещены владельцем хостинга и Вы можете пользоваться ими на свой страх и риск!
 

Возможны некоторые несовпадения Имён, Отчеств и Фамилий с настоящими, т.к. они приведены с архивных и официальных документов! 

Будем благодарны за все Ваши уточнения (с предоставлением доказательных документов или их копий),

а также за прочие предоставленные Вами сведения о нашей местности.

Вы можете оказать посильную финансовую помощь в развитии этого проекта,

перечислив любыми способами некоторую сумму

на яндекс-кошелёк

R410014241447958

на Web-Money кошелёк

R133766223530

или на Qiwi-кошелёк

 

  Согласно Федерального закона

от 27.07.2006  № 152-ФЗ

«О персональных данных»

на сайте отсутствуют

личные сведения

о живущих гражданах!!!

(дата рождения, возраст,

адрес проживания,

номера к.-л. документов)

Фотографии в фотоальбомах

опубликованы

исключительно публичные!

(нажав на зелёную кнопку    справа от картинки, Вы сможете просмотреть или скачать её в полном размере)

В случае обнаружения Вами каких-либо ошибок, неработающих ссылок, несоответствий или неточностей, просим уведомить лично или по адресу эл.почты

aksentis.gorodets@yandex.ru

 

©2010-2019 Григорий Горохов
 
Партнёры сайта:
 
 
 
 
 
  
подчёркнутым курсивом выделены комментарии и уточнения автора,
простым курсивом - оригинальные и (или) отредактированные выписи из архивных и  прочих источников.
  
  

О сайте

Этот сайт создан с помощью программы для создания сайтов "Мини-Сайт".
ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

Школы, детские сады и ясли …

Российская школа прошла длительный исторический путь развития. Её история началась с первых школ Киевской Руси, и, после веков неграмотности и культурного отставания от За­падной Европы, получила продолжение в жизненно необходи­мых реформах ХVIII и ХIХ в.в. В ХХ в. Россия вступила со стройной, сложившейся, многопрофильной системой образо­вания и стремлением общества и государства развивать и со­вершенствовать её. Образование – это живой организм, кото­рый рос и развивался вместе со страной, как в зеркале отра­жая все её успехи и поражения, оказывая, в свою очередь, сильное воздействие на социально-экономическое и культур­ное развитие России. Очень сложным и противоречивым был советский период в истории образования, оставив после себя многочисленные и глубокие проблемы, но и несомненные дос­тижения.

Если историю Советской школы мы, более-менее, знаем, то на истории дореволюционного образования в русском государстве стоит обратить несколько более пристальное внимание.

 

Письменность у восточных славян существовала ещё до при­нятия христианства. О своеобразном пиктографическом пись­ме – «русских письменах» сообщали многие источники. Со­здателями славянской азбуки, «глаголицы» и «кириллицы», традиционно считаются византийские монахи-миссионеры Ки­рилл и Мефодий, жившие на рубеже IХ–ХХ в.в.

Принятие христианства в 988 г., ставшего официальной религией Киевской Руси, способствовало быстрому распрост­ранению письменности и письменной культуры. На Руси в это время по­явилось большое количество переводной литературы религи­озного и светского содержания, при соборах и монастырях воз­никли первые библиотеки. Начала создаваться оригинальная русская литература – религиозная и светская (летописи, сло­ва, поучения, жития и др.)

С введением христианства связано и начало школьного об­разования в Древней Руси. Первые школы в Киевском госу­дарстве были созданы князем Владимиром Святославовичем. Князь Ярослав Владимирович, вошедший в историю как Мудрый, расширил круг людей, обучавшихся грамоте, предписав священникам «по городам и иным местам» учить людей, ибо «велика ведь быва­ет польза от учения книжного».

Первые русские школы создавались в основном при монас­тырях, преподавало в них духовенство. Вместе с тем, уровень грамотности населения Древней Руси был очень низким, даже среди духовенства, для которого гра­мотность была ремеслом. Школ было мало, и образование в них ограничивалось лишь усвоением элементарной грамоты, обучением пению и богословию. Однако, по-прежнему преобладало индивиду­альное обучение в домашних условиях. Учебными пособиями, в обоих случаях, являлись богослужебные книги. Наиболее слабо было поставлено преподавание математики: из четырех правил арифметики на практике использовались только сложение и вычитание, почти не применялись действия с дробями. Естествоведческие знания были случайными, несистематическими. Но очень высок был интерес к истории и, как пишет П.Н. Милюков, «историческое чтение было, после религиозного, самым любимым чтением древнерусского грамотея. Но удовлетворить потребности исторического знания в Древней Руси было довольно мудрено. При всем обилии летописей и исторических сказаний о русских исторических событиях разобраться в них было нелегко, так как ни общего руководства, ни какой-либо цельной системы в изображении хода русской истории не существовало».

Укрепление Московского государства повлекло за собой и некоторый подъем образования. С одной стороны, стали возникать многочисленные приходские и частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов; с другой – была создана и система православного образования. С середины XVII в. произошли и важные изменения в методике начального обучения. Так, буквослагательный метод обучения грамоте сменился звуковым, а вместо обозначения цифр буквами кириллического алфавита стали использоваться арабские цифры.

В петровское время единой системы образова­ния также не сложилось, но были заложены основы начального и профессиональ­ного светского и духовного обучения. Несмотря на все трудно­сти и неустройства (нехватка учителей, учеников, учебных пособий, научной литературы, отсутствие единых программ и т. д.) первые светские школы дали немалое количество обра­зованных людей, которые обеспечили проведение реформ, спо­собствовали общему подъему русской культуры. Развитие из­дательского дела, реформа шрифта, появление первой печат­ной газеты, возникновение новых библиотек также создавали более благоприятные условия для развития образования.

После смерти Петра I в развитии образования в России на­блюдался некоторый упадок. Преемники Петра уделяли про­свещению недостаточно внимания, в связи с чем уменьшилось количество профессиональных и образовательных школ, умень­шилось и число учащихся.

ХVIII век занимает особое место в истории образования в России: именно в этом столетии создается светская школа, предпринята попытка создать государственную систему обра­зования, разработаны основы светского обучения и воспита­ния.

В 1786 г. согласно принятому Уставу народных училищ в каждом уездном городе начали создаваться малые двухклассные училища, в которых детям преподавались чтение, письмо, священная исто­рия, элементарные курсы арифметики и грамматики. Впер­вые в школах вводились единые учебные планы, классно-уроч­ная система, разрабатывалась методика преподавания. Преем­ственность в обучении достигалась общностью учебных пла­нов малых училищ и первых двух классов главных училищ.

Царствование Александра I также стало важной эпохой в организации и развитии образования в России. Низшей ступенью образования стали приходские учи­лища, которые могли учреждаться в городах и селениях при каждом церковном приходе. В них принимались дети «всякого состояния» без различия «полу и лет». Срок обучения состав­лял один год, и за это время учащиеся должны были научиться читать, писать, производить элементарные арифметические дей­ствия; преподавались также закон божий, основы природове­дения и гигиены. Содержать приходские училища должны были местные власти и само население.

Но единая система светского образования, создан­ная реформой 1803–1804 г.г., имела в основании и самое слабое звено – начальные школы и особенно при­ходские училища, не имеющие ни материального, ни кадрово­го обеспечения. В 20-е–50-е г.г. ХIХ в. правительство стало широко прово­дить в жизнь сословный принцип в системе образования, что выражалось уже не только в создании закрытых учебных за­ведений, но и в нарушении преемственности обучения в обще­образовательной школе. По школьному уставу 1828 г. типы школ сохранялись, но нарушалась связь между уездным учи­лищем и гимназией. А ещё ранее, с 1819 г., стала вводиться плата за обучение в приходских, уездных училищах и гимназиях, что заметно зат­руднило возможность получения образования детям несостоя­тельных слоев населения.

Земские учреждения, возникшие в ходе буржуазных реформ 1860-х–1870-х г.г., внесли огромный вклад в развитие начальной школы в России. Только за первые десять лет существования земств (1864–1874 г.г.) было открыто до 10 тыс. земских на­чальных школ.

Земская трехгодичная школа, по сравнению с другими на­чальными школами (министерскими, церковно-приходскими), отличалась лучшей постановкой обучения -  помимо чтения, письма, четырёх правил арифметики и закона божьего, здесь преподавались элементарные сведения по природоведению, гео­графии, истории. На средства земств собирались школьные библиотеки, строились здания школ.

Хотя земства сами содержали свои школы, формально они были в ведении Министерства народного просвещения, которое руководило также работой начальных училищ, со­держащихся на средства государства, городских управлений, сельских обществ, фабричных и других.

В 80-е г.г. наблюдался рост количества «любимого детища» власти – церковно-приходских школ. Но, вступая в соперничество с земской школой, церковная школа была вынуждена сильно подтянуться: двухлетний курс обучения стал трёхлетним, улучшился состав учителей. В конце ХIХ – начале ХХ в.в. церковно-приходская школа сыграла свою роль в развитии народного образования, особенно в не­земских отдаленных губерниях России, приобщив к знаниям трудами приходского духовенства тысячи сельских детей.

В годы первой русской рево­люции число церковно-приходских школ уменьшилось, но вплоть до 1917 г. церковно-приходская школа всё ещё занимала в системе начального образования значитель­ное место.

 

Все эти преобразования, так или иначе, и в нашей местности отразились на становлении школ и обучении детей.

 

В течение XIX века в Балахнинском уезде шло интенсивное строительство церквей:

в селе Ветелево - в 1805 году, в селе Иконниково - в 1811 году, в селе Пупково - в 1812 году, в селе Богомолово - в 1830 году, в селе Конево - в 1835 году, в селе Строчково - в 1845 году, в селе Скородум - в 1874 году

Параллельно с церквями, в первой половине XIX века на селе появились и первые школы. Как правило, они работали при церкви и назывались церковно-приходскими.

В 1864 году, после отмены крепостного права, была проведена земская реформа. Новые органы местного самоуправления стали уделять особое внимание образованию, медицине, поощрять благотворительность. Появившиеся после учреждения земств в 1864 году, земские школы действовали в сельской местности в земских губерниях, в числе которых была и Нижегородская. Их деятельность регулировалась «Положениями о начальных народных училищах» 1864 и 1874 годов. Земская школа (полное официальное название - одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения) — самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год.

 

Изменения в стране после Земской реформы нашли свое отражение как в истории Балахнинского уезда, так и в истории его школы.

1 мая 1866 года Балахнинская земская управа слушала доклад «О состоянии сельских народных училищ и о мерах необходимых к развитию образования в уезде». В докладе отмечалось, что школ в уезде всего 11 - две в Городце, а также в Смольках, Николо-Погосте, Катунках, Пурехе, Козине, Копосове, Кубенцеве, Тимонькине, Черном. Девять из них содержались на общественный счет. В 13 волостях школ нет. Всего в уезде обучалось 316 мальчиков и 27 девочек. Учили детей священники, и только в Пурехе был особый учитель. На содержание всех школ было потрачено 2379 рублей. Управа отметила как большой недостаток в работе училищ тот факт, что они плохо посещаются учениками и наставниками, отсутствует надзор за училищами и постановила всех священников заменить особыми учителями, которые должны быть подготовлены на губернаторский счет на педагогических курсах при дирекции. Решили также ввести в училищах наглядное обучение для ознакомления детей с окружающей природой, а также чтение Евангелия с объяснением и дать также сведения по Отечественной истории. Немедленно ассигновать 2000 рублей в распоряжение местного училищного совета для существования школ и обзаведения их библиотеками и принять все училища на счет земства при условии согласия крестьянских сходов.

27 октября 1869 года гласный старшина Смольковской волости К.О. Токарев ходатайствует перед Балахнинским уездным земским собранием о принятии на счет земства содержание Смольковского училища, на что ассигновано: учителю - 150 рублей, священнику - 50 рублей, на учебные пособия - 10 рублей, на наем квартиры - 60 рублей, всего: 270 рублей. На собрании встал вопрос о том, кто будет учить детей, пока не решен вопрос о подготовке светских учителей. Священник Смольковской церкви Ильи Пророка Северов предложил доверить обучение детей в земских школах священникам, ставя себя в пример. Он 19 лет преподавал в церковно-приходской школе села Федосьино и имел несколько наград за это. Его поддержали и другие священники. Однако собрание не одобрило другое предложение священника Северова о том, чтобы им за это платили, как и светским учителям, 150, а не 50 рублей. Председатель земского собрания возразил, заметив, что священник уже имеет дом и хозяйство, а учитель не духовного звания должен нанимать квартиру, обзаводиться хозяйством.

Но главной проблемой для существования школы было отсутствие отдельного здания. По этой причине, когда не находилось в селе свободного дома или денег у крестьян, чтобы его снять, то училище переводилось в другую деревню. Так 1 января 1887 года школа из с. Смольки была переведена в д. Малое Козино. В 1894 году в Смольках было вновь открыто училище 3-го разряда в здании, которое построили на средства купца Н.А. Бугрова (он дал 1000 дерев леса) и попечителя, волостного старшины А.В. Грачева, который выделил 700 рублей. Был построен дом 6 на 5 сажень. Школа приняла сразу 59 человек. В 1905 году при школе для учеников был открыт ночлежный приют, а в 1908 году открыта библиотека имени Наследника Цесаревича на средства губернского земства.

Вслед за открытием Смольковского училища в конце XIX-начале XX веков в Балахнинском уезде открылось еще несколько училищ и школ: в 1886 г. - в селе Иконниково, в 1894 г. - в с. Скородум, в 1896 г. – в дер. Архипихе, в 1897 г. - в с. Филонове и дер. Вязовое, в 1902 г. – в дер. Мошки, в 1903 г. - в дер. Гурьево и в с. Конево, в 1910 г. - в д.д. Ягодно-Чисное и Никулино. Также в несколько более позднее время открылась школа и в дер. Милеево.

По данным «Адрес-календаря Нижегородской епархии за 1888 г.» и «Адрес-календаря Нижегородской епархии за 1904 г.» при храме села Иконниково находи-лась церковно-приходская школа, законоучителем (по-другому учителем Слова Божьего) которой был дьяк И.П. Сергиевский. А учителем Мошковского Земского училища в 1908 г. был Александр Павлович Луконин.[1]

Благополучие школ в те годы зависело не только от внимания и материальной помощи земств, но и от попечителей, которые выделяли свои деньги на их содержание. Мы узнали имена некоторых из них. Попечителями Смольковского училища в разные годы были: А.В. Грачев (выделил на его строительство 700 рублей), Белоголовкин (1898-1899 г.г.), Смольковский волостной старшина Прокофьев (1901 г.), И.Н. Стручков (1910 г.). Попечителем Архипихского училища в 1897 году был Н.С. Полушкин Он потратил 800 рублей на его строительство. Земская управа и училищный совет ежегодно отмечал наградами и благодарностями преподавателей и законоучителей.

Всего в нашей местности перед Первой Мировой войной, по данным «Адрес-Календаря Нижегородской губернии на 1914 год», имелись церковно-приходские школы в с. Иконниково и в с. Николо-Погост, смешанное (мужское и женское) начальное училище в дер. Мошки (2 учителя), одноклассное училище в с. Николо-Погост (со штатом 3 человека).

По сведениям из «Справочной книжки и Адрес-календаря Нижегородской губернии на 1915 год»[2] в нашей местности имелись:

Иконниковская церковно-приходская школа - заведующий и законоучитель Николай Павлович Надежин, учитель Михаил (Иванов[3] ) Сергиевский (он же и в  1912 г.)

Начальные училища по положению 1874 года, Смешанные:

1-й инспекторский район:

Архиповское - законоучитель священник Николай Павлович Надежин, учитель Мария Владимировна Сергиевская

Мошковское - законоучитель священник Николай Павлович Надежин, учитель Екатерина Алексеевна Виноградова

2-й инспекторский район:

Гурьевское - законоучитель дьякон Иван Петрович Сергиевский, учитель Юлия Степановна Соловьева

 

Земские школы в это время представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем - так называемая однокомплектная школа. С начала XX века постепенно распространился и тип школы с четырёхлетним учебным курсом, двумя классами (по два отделения в классе) и двумя учителями — так называемая двухкомплектная школа. В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий , церковно-славянский язык и церковное пение. Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности. Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя и приходящие законоучители-священники. В школе бесплатно обучались дети обоих полов, обычно в возрасте 8—12 лет, без ограничения по сословиям и вероисповеданиям.

 

С установлением Советской власти, с первого года её существования, школе уделялось большое внимание, было введено обязательное всеобщее начальное образование. По планам Советской власти предусматривалось создать единую образовательную лестницу, по которой ребёнок мог пройти от начальной школы до получения высшего образования. В те годы было много преобразований и нововведений в школе. Одно из них - выбор учителей родителями. Но Гражданская война и трудности послевоенного восстановления страны создавали большие проблемы для развития образования.

В 1922 г. Наркомпрос опубликовал постановление, по которому основным типом общеобразовательной школы снова становилась девятилетняя школа, состоявшая из двух ступеней: школа I ступени с пятилетним сроком обучения и школа II ступени с четырехлетним сроком обучения. Школы II ступени могли быть связаны организационно со школами I ступени или существовать отдельно. Начиная с 1927 г. для школ II ступени были приняты обязательные учебные планы и программы. В учебном плане выделялось два цикла: общественные и естественнонаучные дисциплины. Предполагалось, что девятилетка должна была заложить у учащихся фундамент материалистического мировоззрения, а также готовить работников для таких отраслей производства, где необходимо предварительное общее среднее образование.

 Только в 1930-1931 учебном году вводится всеобщая начальное образование. Но уже через 5 лет в 1935-1936 году страна переходит на всеобщее обязательное семилетнее образование. К тому же, уже к началу 1930-х гг. стала очевидной необходимость унификации типов советских школ. 16 мая 1934 г. было издано постановление Совета Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР», согласно которому на всей территории СССР были установлены единые типы общеобразовательных школ: начальная с четырехлетним сроком обучения, неполная средняя (семилетняя, включавшая в себя и начальную) и средняя с общим сроком обучения десять лет. Такая структура общеобразовательной школы с некоторыми модификациями, вызывавшимися политической конъюнктурой, сохранялась вплоть до 1980-х гг., к тому же отягощенная жесткими идейно-политическими установками.

 

В советское время в нашей местности действовали 7-летние (затем 8-летние) Мошковская и Иконниковская школы, а также Архипихская,  Гурьевская, Милеевская (в дер. Санниково) и Нечаихинская начальные школы, в которых обучение велось до 4-го класса включительно.

Что-же ещё известно о начальных школах нашей местности? Где были расположены начальные (бывшие земские) школы, существовавшие в нашей местности до их закрытия, что они собой представляли, чем были укомплектованы?

Об этом нам говорят немногочисленные архивные документы со скудными сведениями, представляющими их планировку, отражающими их состояние в различные годы их существования. Географически, на прилагаемых чуть ниже снимках, также можно проследить, где были ранее расположены эти школы.

 

Местоположение и план Гурьевской земской школы, конец XIX – начало XX в.в.[4]

     

Примерное местоположение Гурьевской, Победовской, Милеевской (Санниковской) и Нечаихинской школ

 

Согласно «Статистическим сведениям на школы 1-й ступени на 01.12.1931 г.»[5] сведения об этих школах таковы:

л.3 – Архиповская 1-й ступени школа, зав. школой Сергиевская (М.В.), 2 учителя-групповода на 4 группы. На 01.12.1931 г. обучалось 83 чел. в одну смену по 5 часов. Школа состояла из двух зданий – специализированного каменного, 1916 г. постр., с холодной уборной в основном здании, и приспособленного, бывшего кулацкого дома, деревянного, год постр. н/д, требующего капремонта. Школа имела две классные комнаты общ. площадью 88 м2, раздевальню 19.5 м2, кухню 13,2 м2. В школе имелись 1 микроскоп, 1 глобус, 1 географическая карта СССР, 1 счёты, 1 арифметический ящик, 1 спиртовка. Было 415 книг, в т.ч. учительских 55, учебников по физике и математике 61, по родному языку и литературе 354, 15 наглядных пособий. Указано, что в помещениях школы тесно и темно, вентиляция естественная, электрическое освещение отсутствует. При школе имеется земельный участок 0,5 га, который обрабатывается при помощи колхоза, продукция с него используется на горячие завтраки для детей.

л.19 – Гурьевская 1-й ступени, заведующая Е. Соловьёва, обучаются дети крестьян, 1 учитель-групповод на 3 группы. На 01.12.1931 г. обучалось 55 чел. в одну смену по 5 часов. Школа состояла из одного специализированного деревянного здания, 1903 г. постр., требующего ремонта. Школа имела 1 классную комнату 35 м2, раздевальню и кухню по 10 м2, холодную уборную в основном здании. Имелось 13 парт на 29 человек, 285 книг, в т.ч. 72 учительских, 60 учебников по математике, 225 по родному языку и литературе, 1 наглядное пособие, 1 микроскоп, 1 глобус, 1 географическая карта, 1 счёты, 1 арифметический ящик. При школе имелся земельный участок 0,5 га, обрабатываемый с помощью колхоза. Указано, что в школе холодно, нет электрического освещения.

л.43 – Мошковская 1-й ступени, заведующая Александра Комова, 1 учитель-групповод, 3 группы. На 01.12.1931 г. обучалось 51 чел. в одну смену по 5 часов. Школа состояла из одного специализированного деревянного здания, 1904 г. постр., требующего кап. ремонта, с отдельным холодным туалетом. Школа имела 1 светлую классную комнату 46 м2, кухню по 11 м2, комнату 14 м2, спальню 8,8 м2. В школе имелось 19 2-местных парт на 12 чел. Было 310 книг, в т.ч. учительских 38, для внеклассного чтения 183, ученических 67, в т.ч. учебников по физике и математике 27, по родному языку и литературе 13, 82 наглядных пособия, школа пользовалась кинопередвижкой. Указано, что в помещениях школы холодно, вентиляция естественная, электрическое освещение отсутствует. При школе имеется земельный участок 0,03 га, который обрабатывается школой, продукция с него используется на горячие завтраки для детей.

л.53 – Иконниковская 2-комплектная, в которой 95% учащихся дети колхозников, 2 комплекта учителей обучают 107 детей, в т.ч. в 1-ю смену 61 чел., во 2-ю – 43 чел. Школа состояла из двух зданий – специализированного деревянного, 1910 г. постр., с отдельной холодной уборной, и приспособленного, бывшего кулацкого дома, деревянного, 1907 г. постр., требующего кап. ремонта. Школа имела две классные комнаты общ. площадью 167 м2, 2 кухни общ. площадью  45 м2, 2 учительские комнаты общ. площадью 54 м2. В школе имелось 33 парты, из них 2-местных 22. Было 75 общешкольных книг, в т.ч. для внешкольного чтения 50, учебников всего 103, в т.ч. 20 по родному языку и литературе, прочих 83, методик учительских - 2. Указано, что в помещениях школы холодно, вентиляция естественная, электрическое освещение отсутствует, требуются учебники по естествознанию, географии, литературе.

 

В «Отчётах школ за 1933-1934 уч. год» [6] , Городецкий р-н» приведены следующие сведения:

л.42 – Милеевская школа в дер. Санниково, прикреплена к колхозу «Победа». В 1-м классе училось 15 чел., осталось на 2-й год – 2; во 2-м классе училось 10 чел., в 3-м классе училось 7 чел. Школа располагается в одном здании общей площадью 65 м2, в т.ч. классных комнат 25 м2. В школе имеется 117 учебников. При школе имеется земельный участок 1 га, занятый под картофель – 0,5 га, под овёс и лён – по 0,25 га. Заведующий школой и учитель Будников.

л.59 – Гурьевская в дер. Гурьево, прикреплена к колхозу «Победа». В 1-м классе училось 28 чел., осталось на 2-й год – 4; во 2-м классе училось 12 чел., осталось на 2-й год – 1, в 3-м классе училось 12 чел., осталось на 2-й год – 1, в 4-м классе училось 6 чел. Из числа учеников – 14 пионеров. Школа располагается в одном здании общей площадью 79,5 м2, в т.ч. классных комнат 34 м2. При школе имеется земельный участок 2 га, занятый под картофель – 1 га (которого было собрано 33 ц), под овёс 0,75 га (было собрано 7 ц 60 кг), пары 0,25 га. В штате школы две учительницы, стаж одной ок. 3 лет, а другой – более 15 лет.

л.82 – Иконниковская, к колхозу не прикреплена. В 1-м классе училось 42 чел., осталось на 2-й год – 16; во 2-м классе училось 19 чел., осталось на 2-й год – 1, в 3-м классе училось 26 чел., осталось на 2-й год – 2, в 4-м классе училось 17 чел. Школа располагается в двух зданиях: первое общей площадью 61 м2, в т.ч. классных комнат 31,5 м2, второе – 56,7 и 24,7 м2 соответственно. При школе имеется земельный участок 1 га, занятый под картофель – 0,5 га, под лён 0,1 га, под пары 0,4 га. В штате школы три учителя: один мужчина и две женщины, стаж учителей: одного - ок. 3 лет, а других – до 10 лет. Заведующая школой Грацианова.

л.87 – Мошковская. В 1-м классе училось 4+24-6 чел., осталось на 2-й год – 8; во 2-м классе училось 20+12-10 чел., осталось на 2-й год – 11, в 3-м классе училось 17+6-1 чел., осталось на 2-й год – 3, в 4-м классе училось 17+4-8 чел. (Расшифровка: Было+Поступило-Выбыло). Школа располагается в двух зданиях общей площадью 149 м2, в т.ч. классных комнат 91 м2. При школе имеется земельный участок 1 га, занятый под картофель – 0,33 га (было собрано 33 ц), под овёс и горох 0,67 га (было собрано 1,5 и 1,2 ц соответственно). В штате школы две учительницы, стаж одной ок. 3 лет, а другой – до 10 лет. Заведующая школой Малышева

 

В конце 1930-х годов (в 1937 г.) Милеевская начальная школа, в которой заведующей и учителем была Галина Александровна Каширина, была закрыта. Дети, её посещавшие, стали ходить в Гурьевскую школу, а учительница перешла в Иконниковскую школу.

 

В годы существования Ковровского мехлесопункта, а также и после его закрытия, в посёлке Волжский Склад (с 1956 г. дер. Волжская, ликвидированная в 1980-е годы) также имелась начальная школа (№ 28) и детский сад с яслями, построенные в нелёгкие военные годы, в 1942-1943 г.г. В разные годы заведующей этой школой были Александра Александровна Красавина (на 07.02.1942 и 07.09.1956 г.г.), Екатерина Васильевна Мансурова (на 13.09.1960 и 13.05.1966 г.г., перешедшая затем в Мошковскую школу), а учительницей начальных классов  была Л.Ф. Серова (на 11.10.1957 г.)

 

Старое здание Гурьевской школы, 1903 г. постр., располагавшееся на западной окраине дер. Гурьево, в котором учительницей была ? Анна Николаевна (до 1958 г.), было выведено из эксплуатации в 1958-1959 г.г., но вместо него, ближе к пос. Победа, было построено новое здание, в котором учили детей с 1960 г. до 1972 г. Учительницами начальных классов были Валентина Васильевна Рыжухина, затем Надежда Николаевна Шулепова, а заведующей - Ольга Петровна Колова. 

 

Колова О.П. с выпускниками школы, 1960 и 1961 г.г. соотв.

Шулепова Н.Н. и Колова О.П. (слева направо)

Нечаихинская школа, располагавшаяся в восточной части дер. Нечаихи, перестроенная в 1951 г., продолжала учить детей вплоть до закрытия её в октябре 1968 г. В послевоенные годы в числе её учителей были Морозов Николай Фёдорович и Валентина Васильевна ?. Последним заведующим и учителем этой школы был Иван Андреевич Романов (на 18.08.1964 и 13.05.1966 г.г.), а его предшественницами были Людмила Андреевна Мясникова, Елизавета Андреевна Черняева (учительница на 11.10.1957 и 13.09.1960 гг., заведующая на 10.03.1961 г.), Лидия Васильевна Уткина (на 17.08.1962 и 24.11.1963 г.г.).

 

Н.Ф. Морозов и В.В. ? (фото 1945 и 1947 г.г. соотв.) 

 

Группа выпускников Нечаихинской школы, 12 мая 1958 г.; учительница ? В.В. с выпускниками

 

Начальная школа в дер. Архипихе была закрыта также в конце 1960-х - начале 1970-х годов.

Все эти начальные школы, в которых обучение велось до 4-х классов включительно, были закрыты в 1970-е годы ввиду недостатка учеников и плохого состояния зданий школ. Ученики, посещавшие их, стали ходить в Иконниковскую школу. Семилетние же школы в Мошках и в Иконниково с 1961 г. стали восьмилетними, но и они, выпустив своих последних учеников, также были ликвидированы в 1979 и 1981 г.г. соответственно, как неперспективные и требующие значительных затрат на их ремонт и содержание.

Это отражено в различных Актах обследования школ, Протоколах собраний исполкомов местных сельсоветов за 1940-1960-е годы, в которых неоднократно отмечалось, что все школы располагаются в зданиях старой постройки, или были перестроены из старых зданий в 1950-х годах, что многие школы крыты дранью и здания их требуют ремонта и конопатки, что во время дождя вода затекает в классы через щели в стенах, что в школьных помещениях гуляет ветер, что нередко дети учатся в верхней одежде и по-сему часто болеют, что печи в них требуют ремонта и хорошего качества дров. К началу учебного года запаса сухих дров в школах порою нет, и на протяжении всего учебного года дров для печей постоянно не хватает, а если и привозят дрова, то прямо из леса, сырыми и малопригодными для топки. Классные помещения тёмные и сырые, с малым количеством учебных пособий, приобрести которые, порой, не на что по причине плохого материального снабжения со стороны Городецкого районо. Обучение во всех школах, по причине нехватки мест в классах, в две смены.

Школы, расположенные в селе Иконниково, в деревнях Мошки и Гурьево, во второй половине XX века в числе других школ и прочих социально-необходимых учреждений нашего района, были построены заново или подвергались капитальному ремонту. Это отражено в «Списке строительства школ, медучреждений, клубов и библиотек в 1958-59 годах»[7]

Гурьевская начальная школа на 80 мест, деревня Гурьево, источник финансирования - сельский бюджет, ввод в 1958 году

Иконниковская сем. (семилетняя) школа на 160 мест, село Иконниково, источник финансирования - районный бюджет, ввод  в 1959 году

Мошковская сем. (семилетняя) школа на 120 мест, деревня Мошки, источник финансирования - районный бюджет, ввод в 1958 году

Фельдшерский пункт, деревня Гурьево, на 15 мест, источник финансирования – колхоз «Победа», ввод  в 1959 году

 

Но как-бы ни была тяжела жизнь этих школ, как бы они не были обременительны для содержавших их колхозов и Ковровского мехлесопункта, была от этих школ и ощутимая польза для этих же организаций.

Так, например, ученики школ в летнее время пропалывали овощные посадки, выращивали на пришкольных участках овощи и картофель для своего зимнего стола, выращивали цыплят, гусят, кроликов, которых осенью сдавали в ближние колхозы. А осенью принимали активнейшее участие в сборе урожая картофеля, овощей и фруктов, собирали в поле колоски. В зимнее же время многие из учеников помогали своим родителям на колхозных фермах, да и младшие их братья и сёстры были на их руках.

 

Как уже говорилось ранее, Мошковская и Иконниковская школы располагались не в единичных зданиях, а имели целый комплекс учебных зданий.

 

Так, Мошковская школа до 1958 г. имела два здания – одно находилось в середине дер. Мошки, а другое было на окраине этой же деревни, ближе к дер. Блаженцево. В 1957-1958 г.г. было построено, правда из старого здания барачного типа, новое здание на окраине дер. Блаженцево, со стороны дер. Мошки, куда и были перенесены классы из предыдущих старых зданий. В середине 1960-х годов Мошковская школа была значительно расширена – в течение 6-ти лет были сделаны пристрои для трудового обучения и спортивный зал.

 

Примерная схема и примерное местоположение Мошковской школы

Школа в селе Иконниково состояла из одного каменного и одного бревенчатого зданий, а также бревенчатой мастерской, не составлявших единый комплекс, а разбросанных вокруг сельского кладбища. В структуре школы с начала 1970-х годов так же присутствовал и интернат для детей из отдалённых деревень.

Кроме школы в селе Иконниково имелись родильный дом (заведующая Кукина Анна Николаевна, 1917 г.р.) и детские ясли колхоза «Красный Земледелец» (заведующая Введенская Александра Алексеевна, 1906 г.р.)

Примерное местоположение Иконниковской школы

В до- и послевоенное время в 7-летней Иконниковской школе работал опытный коллектив учителей – директор школы Маслов Николай Иванович, 1918 г.р., учителя Воробьева Елена Павловна, 1920 г.р., Гуляева Зоя Ивановна, 1914 г.р. (она же и директор прибл. до 1946 г.), Кривоногова Анна Алексеевна, 1920 г.р. (дир. до 01.07.1940 г.), Латышева Анна Николаевна, 1912 г.р., Маслова Ольга Федоровна, 1919 г.р., Серебровская Лидия Евгеньевна, 1880 г.р. (в 1931 г. зав. школой), учитель математики Храмова Лидия Лукояновна, учительницы начальных классов Ретивова Таисия Павловна, 1921 г.р. и Малышева Нина Александровна (затем учительница немецкого языка).

Так же, согласно архивным документам, в этой школе работали и другие учителя:

- Каширина Клавдия Ивановна, 1931, учительница Иконниковской школы, в 1951 году выбыла в город Урал, в брак[8]

- Морин Тимофей Алексеевич, 1918, директор  школы

    Морина (Грецова) Клавдия Григорьевна, 1929, учитель (география, биология и химия)

- Каширина Галина Александровна, 1915, учительница  школы[9] (начальн. классы)

- Рыжухина Лидия Алексеевна, учитель Иконниковской школы[10]

 

Кроме них, в более позднее время в ней работали директор Пупкова Валентина Васильевна (последний), учителя начальных классов Вискова Вера Павловна и Котова Нина Фёдоровна, учителя русского языка и литературы Парфёнова Алла Константиновна, ? Софья Фёдоровна и Сиденина Галина Алексеевна, учителя математики и физики Быстрова Галина Ивановна, Мартынов Василий Иванович и ? Татьяна Сергеевна, учитель рисоания Махов Константин Тимофеевич, учитель физики, химии, музыки и рисования Баляев Пётр Степанович, учитель биологии Маричева Лидия Васильевна (до 1969 г.), учитель биологии, химии и географии Орехова (Соловьева) Тамара Григорьевна, учитель природоведения, истории и биологии Пупков Игорь Михайлович, учителя немецкого языка Самойлова Альбина Ивановна и Нагичева Любовь Борисовна, учителя физкультуры Котомин Виктор Владимирович и Полыскалова Нелли Борисовна, учитель труда ? Мария Михайловна, учитель Кокурина Валентина Алексеевна, учитель Белова Людмила Андреевна.

Учителя Иконниковской школы (слева направо):

Вискова В.П., ? ? ?, Пупкова В.В. (ок. 1963 г.)

Мария Михайловна, Пупкова В.В., Быстрова Г.И. (6-я во 2-м ряду) (ок. 1963 г.)

?? Мария Михайловна, (в центре) (ок. 1965 г.)

 

Пупков И.М. (7-й во 2-м ряду и в центре 1-го ряда) с учениками на уроке природоведения (ок. 1966 г.)

Вискова В.П. с учениками (ок. 1966 г.)

Парфёнова А.К., Маричева Л.В.  (июнь 1967 г.)

Баляев П.С. с учениками (ок.1967 г.)

Котомин В.В., Баляев П.С., Пупков И.М., Пупкова В.В., Самойлова А.И., Орехова Т.Г., Вискова В.П. (ок.1967 г.)

Баляев П.С., Белова Л.А., Махов К.Т., Самойлова А.И. (ок. 1969 г.)

 

Коллектив Иконниковской школы (слева направо, ок. 1981 г.) -

 Мартынов В.И., Пупков И.М., Котова Н.Ф., Пупкова В.В., ? Т.С., Орехова Т.Г., Нагичева Л.Б., Сиденина Г.А.

 

Мошковская школа № 13 также имела опытный и увлечённый своим делом преподавательский состав. На протяжении разных лет её существования в советский период, в числе её преподавателей были учительницы начальных классов Чернышова Тамара Геннадьевна, Смирнова Анна Степановна (также директор), Ханова Екатерина Фёдоровна, Хростова (Мазалова) Зинаида Евстигнеевна, Анна Григорьевна ? и Щербакова Клавдия Ивановна; учителя русского языка и литературы Голова Раиса Васильевна, Постникова Зинаида Поликарповна, Доронина Вера Алексеевна, Сиденина (Полещук) Галина Алексеевна; учителя математики Дурашина Вера Михайловна, Удонова Валентина Ивановна, Агафонова Вера Ивановна, Носова (Щукина) Александра Николаевна, Елетина Валентина Фёдоровна (сначала пионервожатая); учителя немецкого языка Батракова (Круглова) Нина Дмитриевна (так же уч. истории), ? Таисия ? и Сыроегина Людмила Борисовна; учителя биологии Ермакова Надежда Яковлевна и Павлычева Анна Дмитриевна; учитель истории, географии и немецкого языка Ожигин Анатолий Григорьевич; учитель труда, физкультуры, пения, литературы и ботаники Котомин Виктор Владимирович, учитель труда и физкультуры Ханов Виктор Иванович, учитель музыки Тихонов Александр ?, учитель пения Толкачёв Александр Николаевич, учитель Зайцева Н.А. (на 10.03.1961 г.), учитель Пятаева Любовь Васильевна, учитель Редозубова Лидия Ал. (на 28.01.1944 и 28.01.1951 г.г.), учитель Смирнова Анна Степановна (на31.05.1949 г.), баянист Рыжухин Анатолий ?.

Директорами школы в разные годы были Варварина ? ?, Мансурова Екатерина Васильевна (на 28.01.1944 и на 10.07.1950 г.г.), Смирнова Анна Степановна (на 28.01.1951 и 18.03.1953 г.г.), Черняева Ирина Афанасьевна (на 18.01.1954 и до 1956 г.), Федосова Вера Ивановна (так же учитель математики, химии и биологии), Шаманин Александр Петрович (на 20.10.1957 и 29.04.1959 г.г.), Филимонов Вениамин Алексеевич (на 26.02.1960 г.), Митин Анатолий Алексеевич (на 13.09.1960 и 23.06.1961 г.г., так же учитель истории и географии), Голов Михаил Григорьевич (на 17.08.1962 и 13.05.1966 г.г.), Лобанова (Шарова) Мария Дмитриевна (также учитель литературы), Сироткина Вера Николаевна (так же учитель русского языка и литературы), и Мануйлова Лариса Фёдоровна (последний директор), Ханов Виктор Иванович (сдавал дела уже закрытой школы с мая по сентябрь 1979 г.)

Коллектив Мошковской школы в разные годы (слева направо)

  

  Фото слева: Анна Григорьевна ?, 1956/57 уч.г.; Фото справа – Анна Григорьевна ? и Удонова В.И.

 

Ханова Е.Ф. с учениками, 1956 г. и ? г.

 

Ф. слева: 1-й ряд – Чернышова Т.Г., ? Таисия ?, Черняева И.А., 2-й ряд – Постникова З.П., Агафонова В.И., Федосова В.И.;

Ф. справа: 1-й ряд - ? ? ?, Постникова З.П., Шаманин А.П., Удонова В.И., Круглова Н.Д.

 

Фото слева: 1-й ряд - ? ? ?, Федосова В.И., Круглова Н.Д.;

Фото справа: 1-й ряд – Постникова З.П., Федосова В.И., Шарова Т.А.,Черняева И.А., Агафонова В.И., Чернышова Т.Г.

  

Фото слева: в центре (слева направо) – Голов М.Г., Голова Р.В., Носова (Щукина) А.Н.

Фото справа: в центре (слева направо) – Филимонов В.А., Котомин В.В.

1-й ряд слева направо: 5-я - Носова А.Н., 7-я – Ханова Е.Ф., 8-й – Голов М.Г., директор  (ок.1967 г.)

 

  

Фото слева: 1-й ряд (слева направо) – Сироткина В.Н., Елетина В.Ф., Лобанова М.Д., Ермакова Н.Я.; 2-й ряд - Хростова З.Е., Ханов В.И., Ханова Е.Ф.

Фото справа: 1-й ряд (слева направо) – Ермакова Н.Я., Кольцова А.Ф., Лобанова М.Д., Ханова Е.Ф.; 2-й ряд - Ханов В.И., Полещук Г.А., Хростова З.Е., Удонова В.И., Сироткина В.Н., Ожигин А.Г.

  

Фото слева: Ханова Е.Ф., Сиденина Г.А., Мануйлова Л.Ф., Доронина В.А. (фото ок. 1970 г.)

Фото справа – 1-й ряд: Лобанова М.Д., Ханова Е.Ф., Ханов В.И., 2-й ряд: Ожигин А.Г.

в центре: 1-й ряд – Сиденина Г.А., 3-й ряд – Удонова В.И.

слева направо: 7-я – Елетина В.Ф., 9-я – Сиденина Г.А.

 

Но, какими бы не были хорошими учителя, очень многое зависело и от самих учеников, а также их родителей. Прежде всего это касается дисциплины, а она не всегда была таковой, какой бы её хотели видеть учителя. Об этом говорят многие факты из архивных документов, одним из которых может служить следующий пример:

Так, в «Протоколах заседаний президиума Мошковского сельского совета», начало 28 апреля 1935 г., окончено 20 марта 1936 г.[11] на л.17 написано «Слушали устное заявление заведующей Мошковской школой тов. Варвариной о принятии мер с учениками не подчиняющимися школьной дисциплине: 1. Дубов Павел Иванович 2. Дубов Степан Васильевич 3. Подшивалов Анатолий. Постановили: Поручить председателю УСОВ тов. Ваганова предупредить самих учеников и их родителей в последний раз и если таковые не исправятся исключить из школы».

 

Также, в годы существования Ковровского училища при нём была и вечерняя школа, в которой обучение проходили до 200 человек из местного населения. Преподавателями в ней были Леонид Константинович Волгин, Вера Алексеевна Доронина,  Анатолий Григорьевич Ожигин, Т.И. Пономарёва, Галина Алексеевна Сиденина, Валентина Ивановна Удонова и другие.

 

В 1969-1985 г.г., в связи с укрупнением сельхозяйственных предприятий, появлением совхозов «Земледелец» и «Смольковский» с их многоквартирными домами в посёлке Аксентис и в селе Смольки, а также с ликвидацией неперспективных деревень и оттоком населения из них в эти посёлки и в города, окончательно утратил своё социальное значение и пришел в упадок духовный центр нашей местности – село Иконниково. Вместе с ним потеряла своё место в жизни нашей округи и Иконниковская школа. Главная церковь нашей округи, в селе Иконниково, после ликвидации Иконниковской школы, также осталась практически без присмотра и стала быстро разрушаться.

В итоге, судьба всех этих закрытых школ оказалась печальной. Так, здания Иконниковской сельской школы с интернатом, в количестве четырех единиц, передали на баланс Смольковского сельсовета, так же как и здание Мошковской сельской школы передали в Мошковский сельсовет. Впоследствие, все эти строения были разобраны и вывезены неизвестно куда. Здание Гурьевской школы в разобранном виде перевезли в Смольки и впоследствии использовали там как школу механизации.

Ученики же Иконниковской сельской школы после её закрытия стали посещать другие школы: построенную в 1977 г. Смольковскую, а с 1986 г. - в Аксентисе, которые выросли вместе с этими поселениями. Ученики Мошковской школы стали посещать школы сначала в пос. Ильинский, а затем в пос. Аксентис.

 

Закладка новой школы, май 1986 г.; Строительство посёлка, 1986 г.

Строительство Аксентисской восьмилетней школы, проектной мощностью на 160 учащихся, шло почти так же, как и строительство других школ, но были и свои особенности. По словам бывшего директора школы Ю.А. Волынцевой, когда она приехала в пос. Аксентис и 04 июня 1986 г. первый раз посетила место будущей школы, то там уже развернулось её строительство: был заложен фундамент и началось возведение стен. 30 июня она вступила в должность директора будущей школы. Опять же с её слов, в школу практически не поставляли школьное оборудование: парты, столы, шкафы и т.п. Всё это поступало в виде досок. Многие родители будущих учеников новой школы ранее преподавали или обучались в училище № 30 в пос. Аксентис, готовившем специалистов по деревообработке: столяров, плотников и т.п. Вот из этих досок они-то и собирали ту школьную мебель, за которой впоследствии и учились писать и считать их дети, в которой хранились различные школьные принадлежности. Родители будущих учеников не только собирали мебель, но и помогали в строительстве школы: разгружали кирпичи, убирали строительный мусор. И всё это делалось на чистом энтузиазме, после основной работы, которая в промежуток с апреля по октябрь на селе особенно напряжённая. Тем не менее, 15 августа 1986 г. здание школы и её классы были практически готовы к приёму новых учеников, которых она и приняла в свои стены 1 сентября.

Новая школа, 1986 г.

В этот день состоялось торжественное её открытие, при этом строители вручили учащимся 8 класса символический ключ от светлой и просторной школы. Возглавила работу новой школы директор Волынцева Юлия Алексеевна. А с окончанием первого учебного года, в новой школе был произведён и первый выпуск учащихся.

    

Первый звонок, 1 сентября 1986 г.; Последний звонок, 25 мая 1987 г.

Наша школа – одна из самых молодых в районе. Педагогическими кадрами школа была укомплектована полностью. В основном подобрались учителя творческие и ини-циативные. Были среди них и опытные педагоги: Галина Фёдоровна Березина, Леонид Константинович Волгин, Юлия Алексеевна Волынцева, Валентина Александровна Кравцова, Владимир Васильевич Куренков, супруги Лидия Филипповна и Альфред Юрьевич Ламп, Галина Тимофеевна Надумина, Анатолий Григорьевич Ожигин, Елена Васильевна Попова, Галина Николаевна Рысина, Галина Алексеевна Сиденина, Александр Николаевич Толкачёв. Но были и такие учителя, чья педагогическая деятельность началась в Аксентисской школе: это молодые специалисты супруги Николай Вячеславович и Светлана Вениаминовна Агафоновы, Надежда Львовна Горбунова, Светлана Александровна Шурашова, Елена Викторовна Горшкова, Лидия Ивановна Сандалова, Ирина Булыгина, Ольга Викторовна Мартюхина, а также учителя-предметники с небольшим стажем работы: Нина Васильевна Коршунова, Наталья Константиновна Колобкова. Непродолжительное время в школе работали учителя Анатолий Николаевич Попов, Владимир Иванович Таланов, учительница русского языка и литературы Светлана Сергеевна Шуструйская. Большой вклад в работу школы внесли ветераны труда: Ангелина Константиновна Анохина[12] , Нина Александровна Жегалова, Фаина Сергеевна Обухова.

     

Ангелина Константиновна Анохина, Нина Александровна Жегалова, Фаина Сергеевна Обухова

Коллектив школы

1-й ряд: Горбунова Надежда Львовна, Попова Елена Васильевна, Рысина Галина Николаевна, Волынцева Юлия Алексеевна, Куренков Владимир Васильевич, Кокурина Татьяна Александровна, Подовинникова Светлана Александровна, Надумина Галина Тимофеевна, Толкачёв Александр Николаевич

2-й ряд: Сандалова Лидия Ивановна, Жегалова Нина Александровна, Трухина Наталья Константиновна, Горшкова Елена Викторовна, Харитонова Светлана Александровна, Анохина Ангелина Константиновна, Сиденина Галина Алексеевна, Мартюхина Ольга Викторовна, Березина Галина Фёдоровна, Шалявина Фаина Николаевна, Полетуева Светлана Борисовна, Кравцова Валентина Александровна, Агафонова Светлана Вениаминовна;

3-й ряд: Волгин Леонид Константинович, Попов Анатолий Николаевич, Комлев Геннадий Иванович, Чернышова Татьяна Владимировна, Ожигин Анатолий Григорьевич;

 

В более поздние времена в школьный коллектив влились новые учителя, которые и по сей день учат уму-разуму наших детей, прививают им любовь к разным знаниям.

Школа на протяжении многих лет своего существования активно участвует в воспитании и обучении подрастающего поколения, помогает родителям направить детей в нужное жизненное русло. В школе ведётся активная пропаганда здорового образа жизни, детям прививаются художественные и прочие навыки, которые помогут им в будущей жизни. Обучающиеся в школе дети принимают активное участие в различных спортивных соревнованиях, в художественных конкурсах и предметных олимпиадах как районного, так и областного уровня, занимая призовые места.

Многие из выпускников школы заняли достойное место в жизни, приносят ощутимую и значительную пользу людям, обществу, стране.

 

 

 

Ещё одними, наверное, самыми важными после родителей, субъектами в становлении человека как личности, являются ясли и детский сад. Кроме этого, ясли и детский сад обычно являются самыми первыми звеньями в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей). Хотя первый бесплатный детский сад был открыт в России в 1866 г., широкого распространения эта структура не получила. Дети, как и прежде, находились либо при родителях – в поле, в мастерской, либо были на попечении более старших членов семьи.

 Коренной перелом в развитии дошкольного образования в России произошёл лишь после Октябрьской революции. 20 ноября 1917 года была принята официальная «Декларация по дошкольному воспитанию», которая гарантировала бесплатное образование и воспитание детей дошкольного возраста. В 1920—1930 г.г. в СССР в ходу был термин «детский очаг», или просто «очаг». Согласно определению, данному в БСЭ 1-го издания, очаг является детским садом с продлённым рабочим днём[13] . Потребность же удлинения времени пребывания детей в саду была вызвана максимальным вовлечением женщин-матерей в социалистическое строительство, участием их в общественной жизни.

Согласно официальным данным, первые ясли, где родители могли на время оставлять своих малышей начиная с двух месячного возраста, в СССР появились в послевоенное время.

То же самое происходило и в нашей местности: первые детские сады стали возникать в период становления колхозов, при строительстве леспромхоза, когда требовались дополнительные рабочие руки. Во время сезонных работ, таких как посевная, сенокос или уборочная, в некоторых, наиболее богатых, колхозах открывались и детские ясли.

Так, в своё время существовали детские сады и ясли в колхозах «Заветы Ильича», «Первомаевец», «Победа» (Гурьевского с/с), «Красный Земледелец», на Ковровском мехлесопункте в пос. Аксентис.

 

За многие годы существования детских садов сменилось множество воспитателей и нянечек, которые внесли неоценимый вклад в становление подрастающих детей.

В деревне Блаженцево, рядом с клубом и колхозной конторой, под патронажем районной поликлиники г. Городца, находился Октябрьский детсад-ясли. Заведующими яслями-садом были А.А. Леничева, затем Раиса ? Соснина (до назначения - медсестра), Т.И. Доронина (на 17.12.1959 г.), сестрой-воспитателем с 1965 г. была Н.А. Дубова, поваром  Зинаида ? Коновалова (?), ст. медсестрой М.А. Першина. В середине 1965 г. на сессии Мошковского с/совета, по инициативе директора ТУ № 30 А.И. Касаткина, решался вопрос о переводе Октябрьского детсада в пос. Аксентис.

«Слушали о переводе детских яслей в центр сельсовета и открытии детского комбината заведующую Воронцову Любовь Георгиевну…

Мошковский с/совет отмечает, что детские ясли, стоящие на бюджете с/совета, находятся на краю совета, т.е. в дер. Блаженцово, а центром с/совета считается п. Аксентис, поэтому следует перевести в п. Аксентис и организовать детский комбинат из двух групп: ясельная  из 20 человек и дошкольную группу из 25 человек. На что отремонтированное помещение ТУ № 30 позволяет вместить детские ясли-комбинат и количество детей насчитывается…» Далее приложен список детей для посещения нового детсада с ялями.

С 05 сентября 1965 г. эти ясли-сад стали работать на новом месте, в пос. Аксентис, в разных половинах современного нам дома № 40, что за речкой Вершинка.

До этого, детсад и ясли мехлесопункта находились в дальней половине этого дома, а в ближней его половине находился медпункт. После переезда детсада из дер. Блаженцево в пос. Аксентис, медпункт был перенесён в д. № 41, где к тому времени уже была больница.

Как уже сказано выше, с сентября 1965 г. детсад с яслями стал работать на новом месте, в пос. Аксентис. Заведующими этими яслями-садом (в старом пос. Аксентис) в разные годы его существования были Любовь Георгиевна Воронцова (на 02.09.1965 и 29.03.1966 г.г.), Людмила Веденеевна Зеленова, Нина Александровна Дубова (с 28.01.1970 г.); сёстрами-воспитателями были Нина Николаевна Балакина, Ирина Николаевна (?) Гузовина, Валентина Сергеевна Гусева, Н.А. Дубова, Любовь Евстафьевна Соколова (Скрипнева), Фаина Николаевна Шалявина; поварами были Клара Васильевна Касаткина, Евдокия Григорьевна Лобова и Валентина ? Титова; баянист Тихонов Александр Архипович, медсестрой была Елизавета Николаевна Зимина, завхозами – Александра Фёдоровна Масленникова и Вера Александровна Грачёва, кастеляншей - Елизавета Михайловна Рыжухина. 

  

Коллектив старого детского сада в пос. Аксентис с воспитанниками (слева направо):

фото слева: Зимина Е.Н., Гусева В.С., Титова В. ?, Шалявина Ф.Н., Дубова Н.А., Соколова Л.Е., Рыжухина Е.М.

фото справа: Дубова Н.А., Балакина Н.Н., Зеленова Л.В. 

  

Коллектив и воспитанники старого детского сада в пос. Аксентис (слева направо):

фото слева: 1-й ряд - ? ?, ? ?, Конева Надя, Привалова Марина, Касаткин Валера, Зорина Таня, ? ?; 2-й ряд – ? ?, Казнов Женя, Головинская Лариса, Дубова Оля, Кузнецов Валера, Масленникова Ира, Толкачёв Миша; 3-й ряд – Балакина Н.Н., Масленникова А.Ф., Гузовина И.Н., Касаткина К.В.

 

При Н.А. Дубовой этот детский сад с яслями в конце декабря 1979 г. был закрыт, но уже в январе 1980 г. он переехал в новое здание в новом Аксентисе. Первой заведующей новым детским садом стала Н.А. Дубова, проработавшая на этой должности до января 1990 г. В этот детсад с яслями и стали ходить дети со всей нашей округи – из Блаженцево, из Победы, из окружающих их деревень. Новый детский сад в эти годы работал на полную мощность, было в нём шесть групп по 25-30 человек, а общее количество детей достигало 180 человек.

Детский сад

Заведующими Аксентисского детского сада (с 1986 г. зам. директора по дошкольному образованию Аксентисской школы) в разные годы были Е.Н. Зимина, Фаина Павловна Баюшкова, В.С. Гусева. Воспитателями были Лидия Геннадьевна Бердникова, Алевтина Алексеевна Волкова, Галина Викторовна Головинская, Валентина Владимировна Жужгова, Татьяна Ивановна Нечаева, Марина Владимировна Пальцева, Лидия Ивановна Сандалова, Л.Е. Соколова, Валентина Ивановна Федорина, Ф.Н. Шалявина и другие. Музыкальными педагогами были Турукина Татьяна Васильевна, Воронина Надежда Юрьевна, Пшеничнова Валентина Полиэртовна и Бакина Ирина Геннадьевна, а помощниками воспитателей В.А. Грачёва, Тамара Ивановна Гусева, Елена Фёдоровна Ляпина, Ирина Константиновна Морева, Елена Ивановна Мочалова, Тамара Михайловна Рыжова, Елизавета Михайловна Рыжухина, Галина Алексеевна Сиденина, Татьяна Михайловна Сиденина, Валентина Александровна Семёнычева, Татьяна Сергеевна Ханова, Татьяна Григорьевна Шатунова и другие. Кормили детей повара Е.Г. Лобова, Елена Константиновна Монова, Ольга Васильевна Шмагрина. Стиркой постельного белья занималась Ирина Викторовна Березина, а хозяйством заведывали Нина ? Ремизова, Татьяна Анатольевна Смирнова. За состоянием детского здоровья постоянно следили медицинские работники Е.Н. Зимина, Ирина Владимировна Зрюнина, Галина Филлагриевна Комлева.

Слева направо: Соколова Л.Е., Гусева В.С., повар Лобова Е.Г., пом. восп. Семёнычева В.А., Дубова Н.А.

Слева направо: мед. сестра Зимина Е.Н., Соколова Л.Е., Гусева В.С., муз. рук. Турукина Т.В., пом. восп. Гусева Т.И.

 

Слева направо: восп. Соколова Л.Е., восп. Жужгова В.В., муз. рук. Воронина Н.Ю., заведующая Дубова Н.А., пом. восп. Рыжухина Е.М., мед. сестра Зимина Е.Н., 1983 г.

  

Фото слева: воспитатель Жужгова В.В. и пом. воспитателя Морева И.К. с воспитанниками, 1986 г.;

Фото справа: воспитатель Волкова А.А. и муз. руководитель Бакина И.Г. с воспитанниками, 1988 г.

  

Коллектив детского сада (слева направо):

Дубова Н.А., Зимина Е.Н., Нечаева Т.И., Волкова А.А., Ляпина Е.Ф.; Лобова Е.Г.

 

Баюшкова Ф.П. и Рыжова Т.М. с воспитанниками

   

Фото слева: Ханова Т.С., Жужгова В.В., Баюшкова Ф.П.

Фото справа: Головинская Г.В., Ляпина Е.Ф.

Коллектив детского сада (слева направо):

1-й ряд – Зрюнина И.В., Бакина И.Г., Шмагрина О.В., Ремизова Н.?., Монова Е.К., Баюшкова Ф.П.; 2-й ряд – Федорина В.И., Сиденина Т.М., Шатунова Т.Г., Грачёва В.А., Рыжова Т.М., Волкова А.А., Гусева В.С.; 3-й ряд – Рыжухина Е.М., Жужгова В.В., Смирнова Т.А., Дубова Н.А., Головинская Г.В.

   

Фото слева: 1-й ряд – Гусева В.С., Баюшкова Ф.П., Сиденина Т.М., Жужгова В.В., Бакина И.Г.; 2-й ряд – Березина И.В., Ляпина Е.Ф., Зрюнина И.В., Рыжухина Е.М., Пальцева М.В.

Фото справа: 1-й ряд – Сандалова Л.И., Баюшкова Ф.П., Гусева В.С., Ханова Т.С., Бакина И.Г., Сиденина Т.М.; 2-й ряд – Головинская Г.В., Шмагрина О.В., Березина И.В., Грачёва В.А., Федорина В.И., Волкова А.А., Рыжова Т.М., Жужгова В.В.


[1] ГКУ ЦАНО, ф. 570 Нижегородская духовная консистория, оп. 10 е.хр. 761 Метрическая книга Иоанно-Златоустовской церкви села Городец за 1893-1910, 1912-1915, 1917-1918 г.г., л.128об

[2] «Справочная книжка и Адрес-календарь Нижегородской губернии на 1915 год», издание Губернского Статистического Комитета, Нижний Новгород, типография губернского правления, 1915 год

[3] ГКУ ЦАНО, Ф. 570 Нижегородская духовная консистория  оп. 10 е.хр. 807 «Метрические книги церкви села Иконниково за 1913-1917 г.г.»

[4] ГКУ ЦАНО, ф. 42 Нижегородская губернская земская управа, оп. 1  е.хр. 29 «План земской школы в д. Гурьево Балахнинского уезда», б/д

[5] ГКУ ЦАНО, ф.Р-2581 Отдел народного образования исполнительного комитета Горьковского краевого Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 1929-1936 гг.  оп.1 е.хр. 151 «Статистические сведения на школы 1-й ступени на 01.12.1931 г.»

[6] ГКУ ЦАНО, ф.Р-2581 Отдел народного образования исполнительного комитета Горьковского краевого Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 1929-1936 гг.  оп.1 е.хр. 829 «Отчёты школ за 1933-1934 уч. год», Городецкий р-н

[7] ГКУ ГАНО, г. Балахна, ф. Р-220 Плановая комиссия Городецкого районного совета депутатов трудящихся. е.хр. 268 «Сведения по жилищному строительству, строительству школ и медучреждений», 1958 г., л.2

[8] ГКУ ГАНО, г. Балахна, ф. Р-275 Исполком Аржановского сельсовета оп. 1 е.хр. 49 «Похозяйственная книга дер. Абрамиха, Иконниково, Пульниково за 1952-1954 г.г.», деревня Пульниково, л.17об-18

[9] ГКУ ГАНО, г. Балахна, ф. Р-275 Исполком Аржановского сельсовета оп. 1 е.хр. 155 «Похозяйственная книга дер. Архипиха, Бычиха, Иконниково, Пульниково, Уланиха, Шехонино за 1961-1963 г.г.», л.63об-64, л. 73об-74

[10] ГКУ ГАНО, г. Балахна, ф. Р-275 Исполком Аржановского сельсовета оп. 1 е.хр. 49 «Похозяйственная книга дер. Абрамиха, Иконниково, Пульниково за 1952-1954 г.г.», деревня Пульниково, л.46об

[11] ГКУ ГАНО, г. Балахна, ф. Р-34 оп. 1 е.хр. 247 «Протоколы заседаний президиума Мошковского сельского совета», начало 28 апреля 1935 г., окончено 20 марта 1936 г.

[12] Анохина Ангелина Константиновна — с 1986 по 1997 год учитель начальных классов в Аксентисской восьмилетней школе. За свой труд награждена Почетными грамо­тами, медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечес­твенной войны 1941 — 1945 г.г.», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда» и знаком «Победитель социалистического соревнования».